Высокая стоимость кредита – так ли уж это плохо? Часть первая
- дата: 1 сентября 2018 (источник от 22 декабря 2014)
Автор: Владислав Январев
В декабре 2014 г. ЦБ России в целях нормализации ситуации на валютном рынке поднял ставку с 10,5% до 17 – что естественно привело к росту стоимости кредита до 20–30% годовых.
Это событие абсолютно естественно привело к возгласам в духе «Вы хотите угробить наше предпринимательство!», «Как я смогу брать ипотеку?» и тому подобным. Усугубляется ситуация тем, что на Западе (Европа/США) процентная ставка по кредитам находится в районе 3–7% годовых, что порождает мысль о том, что у нас банально не умеют управлять экономикой.
Даже те группы людей, которые отстаивают идею о компетентности нашего правительства, говорят, что мера эта вынужденная, и альтернативой ей является еще больший крах – или, говоря по-другому, также считают повышение стоимости кредита серьезной проблемой.
Однако я попробую выступить в роли адвоката дьявола, и попробовать доказать, что увеличение стоимости кредита в определенной мере является благом... а также внести крамольную мысль о том, что лучше бы кредитов не было вообще. В качестве основы для рассуждений я возьму экономическую модель «денег как доверия», высказанную в моей статье 2011 г. "Моделирование кризисов доверия в финансовой сфере", которая была написана с целью объяснения кризиса 2008 года.
История, как известно, имеет тенденцию повторяться, и, как мне кажется, комментарии к этой старой статье применительно к нашему кризису, а также грядущему мировому кризису, который может произойти в 2015–2016 г., будут совсем нелишними.
В этом разделе пересказываются основные положения статьи "Моделирование кризисов доверия в финансовой сфере".
Для того, чтобы разобраться
с ситуацией, нам потребуется определенная модель того,
что происходит.
В частности, нам нужно понять, откуда берутся деньги в широком
смысле этого слова: акции, облигации, кредитные договора, производные
финансовые инструменты типа фьючерсов и т.д.
Модель, изложенная в статье, базируется на следующем ответе – деньги в широком смысле (как обязательства и пр.) являются следствием доверия. Можно сказать и по-другому – деньги это формализованное доверие одного субъекта другому, которое выражается в подписании определенных бумаг, например, кредитного договора.
- Петя не вернул тысячу, взятую до получки, и не оправдал доверие своего друга Васи
- должник не выплачивает долг по ипотеке, не оправдывая доверие банка
- банк не выплачивает деньги по вкладам, не оправдывая доверие вкладчиков
- одна фирма не оплачивает другой поставленный товар, не оправдывая доверие руководства, поверившего в долг и т.д.
- Если Петя вернул тысячу, взятую до получки, то Вася более склонен дать ему в следующий раз в долг две тысячи
- Если должник своевременно выплачивает кредит, банк склонен дать ему в следующий раз большую сумму и/или под меньший процент (что порождает ненормальную ситуацию, когда люди берут ненужные кредиты, чтобы иметь «хорошую кредитную историю», что распространено на Западе)
- Если банк выплачивает деньги по вкладам, то вкладчик обычно готов внести больше средств
- Если фирма выполняет обязательства по оплате поставок, то в следующий раз объем товара может быть больше и т.д.
Ну, и, наконец, основная гипотеза:
За счет естественного самовозрастания доверие всегда увеличивается быстрее, чем реальные возможности субъекта по его оправданию. Закономерным результатом становится то, что в какой-то момент субъект не сможет оправдать оказанное ему доверие – что и приведет к его кризису.
Типовые примеры:
- Петя легко вернул тысячу, взятую у Васи до получки, но когда Вася одолжил ему пятьдесят тысяч, он купил подержанный мотоцикл и тут же разбил его. Отдавать долги Васе ему особенно нечем.
- Должник успешно выплатил кредит за купленный ноутбук, и банк на основании хорошей кредитной истории выдал ему кредит на покупку квартиры. Однако должника внезапно сократили на работе, и он теперь не может оплачивать кредит.
- ...
- Фирма взяла большую партию на реализацию, опираясь на то, что вдвое увеличила штат продавцов. Однако на практике продажи поднялись всего на 20%. Раздутый штат съел всю прибыль, и расплачиваться с поставщиком нечем.
В общем и целом, вся эта история может быть описана следующей картинкой, которая приводится у нас в статье как пример моделирования:
X – это доверие
Y – это внутренние субъекты, не оправдывающие доверие.
Сначала растет X – доверие к субъекту или отрасли. Затем, в попытке использовать возрастающее доверие, растет сама система, и в ней неизбежно появляются менее эффективные субъекты Y, которые уже не способны оправдывать доверие.
Дальнейшим результатом становится резкий рост Y и резкое падение X ввиду краха неоправданного доверия, за которым следует распад неэффективных субъектов – после чего история начинается по новой (на рисунке не показано – но дальше происходит то же самое).
Иначе говоря – кризисы неизбежны. Наличие кризисов не зависит от эффективности регулирования системы и так далее – однако от них зависят другие факторы, в частности, глубина падения и длительность роста.
Итак, чтобы жить в современной экономике, принципиально надо научиться не только расти, но и падать. Как влияет современная финансовая политика на особенности роста и падения, мы разберем в следующей части.
Банки как оценщики доверия, или блеск и нищета современного финансового сектора
– А почему ставка
в долларах меньше?
А вот это хороший вопрос. Тому есть множество факторов, однако
мы разберем один из них – из-за якобы неразвитости нашей банковской
системы.
Часто говорят, что на Западе в финансовой сфере лучше развита система управления рисками – проще говоря, там лучше понимают, кому можно давать в долг, а кому – нет. У нас же это понимают хуже, и добросовестные заемщики вынуждены также оплачивать невозвращенные кредиты, чтобы банк в результате остался в прибыли; отсюда и повышенная процентная ставка.
Появилась подобная система
на Западе, естественно, неспроста – в XX веке, во время
существования СССР, США пережило несколько финансовых кризисов, начиная
от Великой депрессии, и заканчивая кризисами 80–90 года. Кризисы
эти породили желание управлять рисками, не допуская спекулянтов
и некомпетентные организации на рынок через определенную систему
регулирования.
В частности, сейчас в США существуют следующие аспекты подобного
регулирования:
- Жесткие стандарты финансовой отчетности для публичных компаний, чьи акции торгуются на бирже;
- Необходимость постоянного внешнего аудита для некоторых из этих компаний;
- В банковской среде распространено сохранение (и обмен) кредитными историями клиентов, что позволяет быстро оценить возможность невозврата долга и т.д.
В целом, все эти меры
выглядят более чем разумными.
Однако, посмотрим, как это влияет на развитие кризисов доверия
согласно нашей модели. В целом, мы можем сказать, что подобное
регулирование замедляет формирование неэффективных, нечистоплотных компаний,
что отражается в модели из оригинальной статьи уменьшением
параметра b1 (отражает скорость роста неэффективных предприятий
в зависимости от их уже существующего количества
и количества свободного доверия/денег).
Ниже мы рассматриваем пример двух идентичных ситуаций, различающихся
только этим параметром (выше – обычная ситуация, ниже – эффективное
регулирование, b1 уменьшен вдвое).
Обычная ситуация роста
Эффективное регулирование рынка, неэффективные предприятия растут медленнее
Моделирование не дает точной оценки того, что произойдет – в этом смысле сравнивать абсолютные величины бессмысленно; тем не менее, можно сделать определенный вывод из анализа их относительно друг друга. Итак, на что стоит обратить внимание:
Во-первых, рост рынка в случае эффективного регулирования продолжался дольше (по времени до T=35 в противовес T=28 слева) и результат в виде денежной массы на рынке в широком смысле (капитализации) был выше (максимальное значение X=60 в противовес X=12 слева).
Во-вторых, падение было более сильным. Можно сказать, оно было просто колоссальным (с 60 до практически 0).
Давайте приведем некоторые исторические параллели. Как уже было сказано, в США существует эффективная система отслеживания рисков. Почему же она не сработала?
Есть известная история о корпорации Enron. Процитируем фрагмент:
До банкротства в Энрон работало около 22 000 сотрудников в 40 странах мира и она являлась одной из ведущих в мире компаний, в таких областях как производство электроэнергии, транспортировка газа, газоснабжение, связь и целлюлозно-бумажное производство. .... Декларируемая выручка за 2000 год составила порядка 101 млрд долларов. Журнал Fortune называл Энрон «самой инновационной компанией Америки» в течение шести лет подряд. В конце 2001 года стало известно, что информация о финансовом состоянии компании в значительной степени была сфальсифицирована с помощью бухгалтерского мошенничества, известного как «Дело Энрон». 2 декабря 2001 года было объявлено о банкротстве компании. С тех пор Энрон стал популярным символом умышленного корпоративного мошенничества и коррупции.
Аудит – система, которая теоретически должна была препятствовать фальсификации отчетности – также в ситуации с Enron не помог:
Фирма Arthur Andersen была аудитором Enron, Enron был крупнейшим клиентом их хьюстонского офиса. Только на аудите Arthur Andersen получал больше $20 млн в год – и больше $20 млн в год на консалтинге. Сегодня мы знаем, как сотрудники Arthur Andersen разговаривали друг с другом. «Что написать в аудиторском заключении? Давай все-таки сделаем аудиторское заключение таким, каким его хотят видеть в Enron, потому что иначе мы потеряем такого хорошего клиента – в том числе и как клиента нашего консалтингового подразделения». Это было сделано намеренно, мы знаем, что это были не ошибки, мы знаем, что партнеры хьюстонского офиса действительно искажали то, что написано в аудиторском заключении.
История Enron касается 2001 г.; можно взять другую историю, связанную с кризисом 2008:
Существенным фактором возникновения кредитного кризиса в США, по мнению ряда экспертов, стало широкое использование с начала 1990-х годов производных финансовых инструментов, деривативов (англ. derivatives) и стремление повысить доходность за счёт увеличения рисков. При этом нет анализа, который бы показал, что именно деривативы приблизили кризис, и что не наступил бы кризис в строительстве ещё раньше, если бы деривативы не способствовали расширению платёжеспособного спроса на недвижимость и дорогие товары.
- Неэффективные производства «съедают» все средства граждан, и естественным образом доверие более не растет, должен начаться кризис.
- Однако центральный банк накачивает экономику деньгами, так что неэффективные компании по-прежнему могут жить, перекредитовываться и прочее. Т.е. доверие порождает центральный банк через инфляционные механизмы.
- Результатом становится «ручное» управление экономикой, где рынок в первую очередь является не самоорганизующейся системой, а управляется через вливание финансов сверху, что приводит к дальнейшему раздуванию и отрыву финансового сектора от реального.
Однако давайте ненадолго отвлечемся от мрачных предсказаний и зададимся теоретическими вопросами: а почему экономикой управляли именно так? Какие правила лежат в его основе? Существуют ли другие методы решения этих проблем?
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.