Я мечтаю стать фермером – что, что?

сельское хозяйство

Автор: Адам Вильямс (Adam Williams), LBSglobe.com

Фермы не для молодежи: среднестатистический американский фермер старше 58 лет. При существенных барьерах входа средний возраст лишь растет.

Я зарабатываю на жизнь, работая внештатным инженером-программистом. Я живу скромно и экономлю каждую копейку, чтобы выплатить свой гигантский студенческий долг, накопившийся за время, пока я получал свои академические степени (бакалавр экономики и философии, магистр программной инженерии) и затем работал над кандидатской диссертацией по информатике. Я неплохо справляюсь со студенческим долгом, но важно иметь мечты. Если отложить в сторону мои устремления стать миллиардером, плейбоем или космонавтом, то я всегда хотел иметь ферму.

Ферма моей прабабушки – одно из самых приятных воспоминаний моего детства. Она была далека от роскоши, но, если не считать запрета приближаться к пруду, чтоб меня не съел гигантский сом, то было счастливое время. Бегать по пастбищу, знакомиться с коровами, залезать на старые тракторы и исследовать лес и ночное небо – все это делало меня счастливым. Те летние дни в Оклахоме замечательно контрастировали с пригородом Далласа.

Я также многое узнал: все откуда-то берется и кто-то должен этому способствовать, например, куриные наггетсы берутся из курицы (что меня слегка шокировало!). Так что я всегда мечтал иметь ферму.

В чем привлекательность – кто вообще хочет быть фермером?

Помимо описанного выше веселого времяпровождения, ферма для меня, главным образом, означает безопасность. Я окончил университет посреди финансового кризиса. Мои родители лишились работы и жилья. Я фактически какое-то время был бездомным, пока нам не удалось все наладить. Мне, как и многим другим молодым людям, все никак не удавалось найти работу. Фермерство для меня олицетворяет безопасность и независимость на фоне хаоса.

Есть и другие преимущества. Одно из них – это «сельская культура», обычно весьма дружелюбная (хотя должен признать, что было несколько случаев, когда мне заявляли: «Ты здешний»). Еще одно – эмоциональное постоянство фермы. «Не продавай ферму», – говорят – с ней всегда есть на что положиться. Для меня ферма олицетворяет практически ни с чем не сопоставимую независимость, особенно если посмотреть на коллективное безумие, движимое социальными сетями, охватившее наш мир.

Но есть проблема: как бы я ни старался, я никак не могу позволить себе стать фермером, а тем более обзавестись собственной фермой.

Демографические данные

Последние новости о фермерстве в основном фокусируются на потерях урожая, банкротствах, ценах на землю, торговых войнах и убытках, связанных с климатом. На сельское хозяйство приходится лишь около 1% американских трудовых ресурсов. Но для меня примечателен один показатель: возраст.

Согласно переписи сельского хозяйства за 2017 г. Национальной службы сельскохозяйственной статистики (НССС) Министерства сельского хозяйства (МСХ) США, среднему американскому фермеру 58 лет. И этот средний показатель растет. Фермерство – самая старая профессия в Америке.

Средний возраст растет в том числе потому, что в эту отрасль приходит не так уж и много новой крови. Лишь примерно 10% американских фермеров моложе 35. На каждых 4 фермеров старше 40 приходится лишь 1 фермер моложе 40. Ситуацию усугубляют миграция в города и спад рождаемости.

Хотя данные доступны всем, они не являются национальным приоритетом – и в этом-то и проблема.

Большинство ферм в США малые, хотя на большие фермы приходится значительная часть производства. Согласно отчету НССС МСХ США, из 2.1 млн ферм в США в 2012 г.:

  • 97% – семейные предприятия.
  • 88% – малые семейные фермы с менее чем $350,000 валового наличного фермерского дохода.
  • 9% – средние и большие семейные фермы.

Кроме того, согласно отчету МСХ США, на малые фермы приходится:

  • 48% всех фермерских угодий;
  • 47% стоимости фермерской недвижимости (земля и здания), 20% сельскохозяйственных продаж и 5% чистого фермерского дохода.

Короче говоря, типичный американский фермер близок к пенсионному возрасту, имеет небольшую ферму и, вероятно, не преуспевает финансово.

Что мешать стать фермером?

Сумасшедшие цены на землю. Они взлетели на 400-900% со времени последнего фермерского кризиса (1980-е), начавшегося еще до моего рождения, и выросли еще больше после финансового кризиса, когда землевладельцы, не живущие на своей земле, – инвесторы с американского побережья и из-за границы, – а также хедж-фонды стали активно покупать землю, предполагая, что цены могут только расти! И цены действительно росли до 2017 г., когда они немного упали, так как начал восстанавливаться баланс между фермерскими доходами и издержками на содержание неиспользуемой земли.

Первоклассная сельскохозяйственная земля на Среднем Западе США все еще запросто может стоить $8,000+ за акр. За 100-акровую ферму придется чертовски много платить по ипотеке! Та земля, что доступна, сомнительного качества. Покупка небольшой функционирующей фермы запросто может обойтись в миллион долларов.

Неподъемный студенческий долг. Среднестатистический выпускник американского вуза имеет больше $37,000 студенческого долга, что соответствует примерно $500 ежемесячных выплат. Для людей со степенью выше бакалавра (таких, как я) этот долг намного больше. Уже имея большие долги, начинать небольшую ферму с нуля и ждать урожая, чтобы получить хоть какой-то доход, кажется непрактичным, а то и вовсе неподъемным.

Фермерские займы. Какое-то время назад я связался с несколькими сельскохозяйственными банками по поводу запуска фермы. Некоторые меня отшили. Но несколько кредиторов сказали мне, что никто не берет кредиты на запуск новой фермы. Всегда берут кредит на покупку функционирующей фермы, обычно с залогом. Один любезный человек подсказал, что единственный реальный способ это осуществить – взять обычную ипотеку на фермерский дом с землей. Между тем средний фермерский долг превышает $1.3 млн, и растет число банкротств.

Высокие издержки старта. Не считая цен не землю, нужно еще что-то кушать, иметь крышу над головой и электричество. Традиционное фермерство требует дорогого оборудования и больших издержек на топливо, корм, нефтехимические пестициды и удобрения. Даже если выбрать органическое фермерство, все равно есть издержки, а часто также более высокие трудозатраты. Если начинать с небольшого домика с земельным участком, то придется взбираться на сизифову финансовую гору.

Это не прибыльно! Факультет повышения квалификации Миннесотского университета обнаружил, что в 2014 г. чистый фермерский доход стал отрицательным. Относительно улучшившиеся с тех пор экономические условия не слишком помогли фермерству: в 2018 г. едва удавалось избежать убытков, причем средняя ферма в Айове зарабатывала лишь $9 с акра земли! Между тем цены на товарные ресурсы продолжают падать. Используя современные методы производства, большинство ферм сейчас убыточны.

В американском селе нехватка хорошей работы. Неприятным следствием является то, что больше 50% мелких фермеров имеют дополнительное занятие, чтобы сводить концы с концами. Однако работу с хорошей оплатой в селе найти сложно, и даже в малых городах зарплаты все равно поразительно низкие.

Так что вырисовывается очень крутой подъем, но все же я не отказался от своей мечты. Никто не говорил, что фермерство – это просто, но мы, как общество, мало делаем для того, чтобы помочь следующему поколению фермеров. Американские фермеры кормят мир. Мы можем стимулировать инновации, используя технологии или системы проектирования возобновляемой среды, такие как пермакультура, но это невозможно, если в фермерство не придет молодежь.

аватар

Рихтер, Вульф

Richter, Wolf

Предприниматель и венчурный капиталист. Автор блога Wolf Street.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.