Японцы распродают свое золото
- дата: 15 мая 2012 (источник от 9 мая 2012)
Японцы, пережившие пузырь, лопнувший в 1989 году, все еще вспоминают о нем. Тогда фондовый индекс Nikkei достиг почти 40,000 (сегодня - 9,045), а уже космические цены на недвижимость могли только еще больше вырасти. Падение с верхушки к сегодняшней реальности было жестоким, и многие остались без штанов. Дома превратились из «инвестиций» в «статью затрат». Акции стали игрушками трейдеров. А правительственные облигации, сохранившие свою ценность несмотря на минимальную доходность, стали настоящим убежищем. Неожиданно их появилось великое множество, - настоящее облигационное цунами, которое все еще продолжает расти и к концу текущего бюджетного года их суммарная стоимость достигнет одного квадриллиона иен ($14 трлн) или 240% ВВП. Но была одна инвестиция, особенно с 1999 года, давшая отличные результаты для японского инвестора: золото.
Увы, они его сбрасывают. И когда темпы сброса превосходят объем внутреннего спроса, излишек идет на экспорт и отображается в торговой статистике министерства финансов: в 2006 финансовом году Япония стала чистым экспортером золота впервые с начала сбора этих данных министерством в 1988 году. Чистый экспорт рос каждый год и достиг крещендо в 2011 финансовом году, закончившимся 31 марта, когда он скакнул до 135 тонн, - поразительный рост на 61% с 2010 финансового года.
Двумя крупнейшими потребителями были Великобритания и Гонконг по данным торговой статистики Министерства финансов. В то время как Япония имеет длительную историю добычи золота, в настоящее время ее объем невелик, от 6,8 до 8,9 тонн в год в последние десять лет, следовательно, это лишь незначительный фактор в феномене чистого экспорта.
Основные продавцы – это частные лица. И возникает вопрос, почему роман с физическим золотом, одной из немногих прибыльных для японцев инвестиций, заканчивается, несмотря на его по-настоящему отличные результаты с 1999 года, с уровня ¥ 1000 за грамм до пика в августе 2011 года - ¥ 4745 за грамм. Именно в тот месяц слитковый дилер Tanaka Kikinzoku Kogyo KK сообщил, что купил 15 тонн золота у частных лиц, в пять раз больше нормальных объемов.
Возможно, на то есть уникально японские причины. По всему миру рост цен на золото мог бы заставить частных лиц продавать золото даже быстрее, но массовых продаж не произошло. Очень вероятно, что инфляция и боязнь инфляции были выжаты из мозгов японцев за последние 15 лет – период, называемый экспертами спуском по адской «дефляционной спирали».
Годовые изменения японского индекса потребительских цен
Как показывает график за последние 15 лет японцы оказались одним из немногих народов, наслаждавшихся ценовой стабильностью, когда периоды слабой инфляции сменялись периодами слабой дефляции – по контрасту с 27% инфляции за декаду, вызванные Федом, которые он совершенно по-идиотски продолжает называть «ценовой стабильностью».
Отсутствие инфляции в Японии во многом объясняется тем, насколько все там было дорого в период пузыря, когда Япония была по существу закрытым рынком. За эти годы под сильным и последовательным давлением со стороны США, Япония взломала свои границы лишь чуть-чуть тут и там, постепенно и неохотно позволив более дешевому импорту появится на полках.
Таким образом, золото было отличной инвестицией, но японцы больше не видят необходимости в защите своих активов от инфляции, так как ее разрушительная сила стала далеким воспоминанием. Этот страх пропал, а вместе с ним мотивация владеть активом, показавшим феноменальные результаты, превратилась в непреодолимое желание зафиксировать прибыль. Но всего этого может быть и другая причина:
«Исторически золото перетекало в богатые страны», сказал Ицуо Тошима (Itsuo Toshima), бывший японский представитель во Всемирном совете по золоту. И мощный отток золота – это признак «заката японского экономического могущества», сказал он.
В США жизнь без вызванной ФРС инфляции вообще невообразима, и инвесторы борются с ней каждый день. «Я называю свою инвестиционную модель ABCD (Anything Bernanke Cannot Destroy): (Все, что не может уничтожить Бернанке): батарейки для фонарика, консервированные бобы, вода в бутылках, золото, хижина в горах», сказал Дэвид Стокман (David Stockman) в великолепном и остром интервью. Директор Бюро управления и бюджета при президенте Рейгане сказал с присущей ему колкостью, что «парализованный» ФРС находится на «последнем издыхании», стал заложником «роботов» с Уолл-стрит, а торговля идет на рынках, которым «внутривенно вводятся лекарственные препараты».
Комментарии 8
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.