Зачем делать золото основой для своих денег? Ответ для новичков
- дата: 31 июля 2022 (источник от 15 ноября 2017)
На протяжении 182 лет, с 1789 по 1971 год, в Соединенных Штатах Америки действовала система золотого стандарта — доллар был привязана к определенном количеству золота. Превратившись из тринадцати разоренных войной штатов на атлантическом побережье в мировую экономическую сверхдержаву с самым обширным и богатым средним классом из когда-либо существовавших на Земле, Америка процветала. Доллар — основная международная валюта, Нью-Йорк — мировая финансовая столица.
Если политика золотого стандарта была ошибкой, как заявляют сегодня практически все экономисты-теоретики, то почему до сих пор, спустя почти два столетия, тому нет никаких доказательств? Где неприятные последствия? Где процветающие страны, избравшие иной путь?
Годы бреттон-вудской системы, 1950-е и 1960-е, когда доллар оценивался в 1/35 золотой унции, были самым благодатным временем прошлого столетия не только в США, но и во всем мире. Никто не хотел, чтобы золотой век заканчивался. Новая валютная система не согласовывалась ни на одной международной конференции. «Закрывая золотое окно» 15 августа 1971 г, Ричард Никсон (Richard Nixon) говорил всего лишь о временных мерах. Так на самом деле и было. Через несколько месяцев Никсон сам инициировал Смитсоновское соглашение, в рамках которого мировые власти добросовестно трудились над восстановлением бреттон-вудской системы и пытались вновь привязать доллар к золоту по курсу $38/унцию, но как — никто не знал.
В результате незамедлительно последовала экономическая катастрофа — «стагфляция» 1970-х гг. Значительного подъема, случайно или намеренно, удалось достичь в эпоху «Великого успокоения» 1980-х и 1990-х гг, когда курс колебался в районе $350/унцию золота. Алан Гринспен (Alan Greenspan), председательствующий тогда в ФРС, весьма однозначно намекал на преднамеренность случившегося. После 2000-го доллар вновь подешевел относительно золота: с $300 до минимальных $1900/унцию, а потом снова взлетел. В результате еще одна эра стагнации и разочарований, а вместе с ней последовательное появление странных «пузырей активов».
Пол Кругман (Paul Krugman), сторонник «левых», однажды назвал этот период после 1971 г «Эпохой заниженных ожиданий». Тайлер Коуэн (Tyler Cowen), сторонник «правых», назвал его «Великой стагнацией». Если плавающие валюты и макроэкономические манипуляции центральных банков были таким прекрасным нововведением, то почему, вот уже спустя 46 лет, этому нет никаких подтверждений?
Даже сегодня американцы знают разницу между успехом и провалом. По данным социологического опроса 2011 г, 57% респондентов готовы поддержать систему золотого стандарта, если «это поможет ослабить власть банкиров и политических лидеров в управлении экономикой». Против высказались всего 19%.
Не обращайтесь внимания на глупые утверждения, будто бы любовь человека к деньгам, подкрепленным золотом, вызвана «предрассудками», «манией», «навязчивыми идеями» или «фетишом». Ученым-экономистам давно известно, что самые лучшие деньги — это деньги со стабильной стоимостью. Как и другие меры — граммы, метры или минуты — деньги должны оставаться фиксированными и неизменными. «Единственным обязательным качеством, отличающим товар, который используется как основа для обмена всех прочих товаров, является устойчивая стоимость», — объяснял еще в 1891 г Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie), повторяя прописную истину.
Основные процессы рыночной экономики требуют стабильной денежной единицы. Во время роста цен на нефть увеличиваются производство и инвестиции, но падает потребление. Такая ситуация может оказаться выгодной и благоприятной, если предложение и спрос на нефть действительно меняются. Но если причиной стали валютные изменения, то ситуация может оказаться бессмысленной и разрушительной. Как писал в своей книге «Скандал денег» (The Scandal of Money) (2016) Джордж Гилдер (George Gilder), деньги — это своего рода информационная система для экономики. Экономикой движут экономические «сигналы» цен, маржинальных доходов, процентных ставок и доходности активов. «Курьер», т.е. деньги, должен вести себя как можно тише.
Привязка к золоту обеспечивала необходимую стабильность. Несовершенства системы были настолько малы, что на них можно было не обращать внимания. До сих пор не придумано ничего лучше, да и надо ли.
Согласно Международному валютному фонду (МВФ), около 2/3 всех стран на сегодня имеют некоего рода систему фиксированной стоимости, в большинстве случаев привязанную к доллару или евро. Тем самым власти позволяют валютным перекосам управлять макроэкономикой своего государства. Главное отличие между «долларовым» и «золотым блоком» — это выбор меры стоимости.
Наиболее эффективно достичь устойчивой стоимости сможет помочь некая автоматическая система подобная сегодняшним валютным комитетам. На практике валютные комитеты весьма надежны и не подвержены никаким катастрофам, каждый раз ломающим системы, в том числе и бреттон-вудскую. Об этом нельзя забывать, и тогда мы избежим разрушительных последствий, и сможем достичь той надежности, которой славился британский фунт более двухсот лет до 1914 г.
Государства должны стремиться к управлению внутренней макроэкономикой, но не посредством денежных перекосов. Налоговая реформа, регуляторная реформа, образовательная реформа, реформа системы социального обеспечения, создание большого капитала и десятки других достижений закладывают фундамент и гарантируют долгосрочный прогресс, чего никогда не смогут обеспечить манипуляции с валютой. С деньгами лучше не играть — ни одна страна еще не разбогатела таким образом. Неужели мы до сих пор не усвоили этот урок?
Комментарии 1
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.