Ожидайте финансового кризиса в Европе, Франция будет его эпицентром
- дата: 23 апреля 2024 (источник от 27 марта 2024)
ЕС никогда не соблюдал правила своего Пакта о росте и стабильности или Маастрихтского договора. Кризис набирает обороты, и в центре внимания оказываются Франция и Италия. Первой жертвой станет политика «зелёной» энергетики.
Следование бюджетным правилам ЕС, в %
Правила соответствия
- Правило дефицита: страна соответствует требованиям, если (i) бюджетный баланс правительства равен или не превышает - 3% ВВП или, (ii) в случае превышения порога 3% от ВВП, отклонение остается небольшим (максимум 0,5% ВВП) и ограничено одним годом.
- Правило долга: страна соответствует требованиям, если отношение общего государственного долга к ВВП не более 60% или если превышение 60% ВВП за последние три года сократилось в среднем на 1/20.
- Правило структурного баланса: страна соответствует требованиям, если (i) структурный бюджетный баланс правительства находится на уровне или превышает среднесрочную цель (MTO) или, (ii) в случае, если MTO еще не достигнут, ежегодное улучшение структурного баланса равно или выше 0,5% ВВП, или оставшееся расстояние до пункта технического обслуживания (MTO) менее 0,5% ВВП.
- Правило расходов: страна подвергается критике, если годовой темп роста первичных государственных расходов, за вычетом дискреционных мер по доходам и единовременных выплат, находятся на уровне или ниже среднего за 10 лет номинального темпа потенциального роста выпуска за вычетом конвергенции. Это необходимо, чтобы скорректировать структурный бюджетный дефицит в соответствии с правилом структурного баланса.
Зоны бедствия дефицита
Франция и Италия находятся в самом ужасном положении в сфере бюджетного дефицита. У Франции дефицит бюджета - 7%, у Италии – 5%.
Франции необходимо сократить дефицит на 4% ВВП!
Ни Италию, ни Грецию изначально нельзя было допускать в ЕВС (Европейский валютный союз – Еврозону).
У Греции отношение долга к ВВП - 170%. Целевой показатель - 60%.
Но главный график говорит сам за себя. Только скандинавские страны соответствуют требованиям.
Ослабление правил отодвигает кризис
10 февраля ЕС согласился на смягчение фискальных правил, чтобы сократить долг и увеличить инвестиции.
Последний пересмотр правил, действовавших на протяжении двух десятилетий и известных как Пакт стабильности и роста, произошел после того, как некоторые страны ЕС нарастили рекордно высокий долг, увеличив расходы на восстановление своей экономики после пандемии, а также после объявления амбициозных целей в области экологии, промышленности и обороны.
Пересмотренные правила позволяют странам с чрезмерными заимствованиями сокращать свой долг в среднем на 1% в год, если он превышает 90% ВВП, и в среднем на 0,5% в год, если долг находится в границах от 60% до 90% ВВП.
Страны с дефицитом более 3% ВВП, обязаны сократить его вдвое до 1,5% в периоды роста, создавая запас прочности на случай трудных времен.
Расходы на оборону будут учитываться при оценке Комиссией высокого дефицита бюджета страны, вызванного вторжением России в Украину.
Новые правила дают странам 7 лет (по сравнению с четырьмя ранее) на сокращение долга и дефицита, начиная с 2025 года.
Обратите внимание, что ЕС может изменять правоприменительную практику, но не базовые цели Пакта стабильности и роста без общего согласия и нового договора.
На этом фоне давайте посмотрим на надвигающийся кризис, описанный Eurointelligence.
Следующий финансовый кризис в Европе
Мы хотели бы обратить внимание наших читателей на не дающую нам покоя тему - возможность нового финансового кризиса в Европе. В целом мы были сдержанны в своих предупреждениях о финансовых кризисах. Главным исключением стал глобальный финансовый кризис и родственный ему кризис суверенного долга еврозоны. Спустя 15 лет мы видим, что в Европе скоро может наступить ещё один финансовый кризис: кризис европейской социально-политической модели с глубокими последствиями для фискальной и финансовой стабильности.
Канарейка в угольной шахте - это чрезмерный дефицит бюджета во Франции и Италии, более 7% и более 5% на 2024 год, соответственно. Данные цифры – это симптом, а не причина. Более глубокая проблема в отсутствии экономического роста, необходимого для поддержания социальной модели Европы. Фискальная политика Германии несколько отличается от политики Франции или Италии, и тем не менее Германия страдает от той же самой проблемы.
Европейская модель опиралась на олигополистические промышленные компании, получавшие мощную государственную поддержку за счёт регулирования, создававшего равные условия в их пользу. Классический пример – это немецкий автопром, но так поступали все.
Геополитическая фрагментация и технологические сдвиги убивают это сегодня, особенно, по нашему мнению, влияют технологические сдвиги. Многое из того, что совсем недавно было чисто механическими процессами, сегодня полностью или частично оцифровано. Барьеры входа рухнули. Китай стал мировым лидером по производству электромобилей, пройдя этот путь с нуля.
Европейские компании больше не приносят достаточной прибыли, чтобы поддерживать социальную модель и финансировать долгосрочные исследования.Неудивительно, что в Европе осталось совсем немного технологических компаний. Проще говоря, европейская олигополистическая модель старых технологий нежизнеспособна в цифровом мире. Мы говорили о том, что ЕС пытается противостоять технологическому развитию с помощью регулирования. Так можно устранить симптомы, но не причины.
После многочисленных глобальных потрясений в последнем десятилетии последствия технологического спада в Европе привели к снижению потенциальных темпов роста. Италия стала первой. С момента вступления в еврозону рост производительности труда в данной стране был практически нулевым.В Великобритании рост производительности труда прекратился после мирового финансового кризиса. Он так и не восстановился с тех пор.Рост производительности в Германии вряд ли восстановится, даже если экономический цикл продолжится.
Немецкий совет экономических экспертов прогнозирует рост не более 0.5% до конца десятилетия.При таком низком росте производительности труда европейская модель стала финансово неустойчивой. Неудивительно, что политическая система повсюду фрагментируется. Например, во Франции аргумент в пользу устойчивого дефицита заключается в том, что дефицит необходим для недопущения к власти Марин Ле Пен (Marine Le Pen). Это означает, что он будет сохраняться.
Нас ожидает финансовый кризис из-за снижения темпов роста производительности и политического тупика. Технологии – это главная причина спада. Геополитика ускорила данный процесс. Решения, которые мы поддерживали в течение многих лет – объединение бюджетных возможностей, союз рынков капитала, совместные оборонные закупки для устранения роста расходов на оборону, - далеки как никогда. Если ни один из этих параметров не изменится, финансовый кризис будет весьма вероятен.
В центре внимания Франция
Дефицит бюджета Франции – 7%, но она хочет финансировать европейскую армию, чтобы противостоять России.
Как это может сработать?
Зелёные фантазии
ЕС принял амбициозную «зеленую» политику. Она будет стоить намного дороже, чем было заложено в бюджете.
Как это должно сработать?
Цели Не Будут Достигнуты
Вы можете взять эти «зеленые» цели и выбросить на свалку идей, которые вообще не должны были быть восприняты серьезно.
Даже если вы дадите Франции 7 лет на то, чтобы справиться с дефицитом, как она сможет сократить 4% ВВП?
В чем суть проблемы?
Eurointelligence утверждает, что «технологии - главная причина упадка. Геополитика его ускорила».
Технологии – это не проблема. Маастрихтский договор, на котором была основана еврозона, несовершенен. И его нельзя исправить без единогласного решения.
Учитывая разные производительность и правила работы, единая процентная ставка, установленная ЕЦБ, не может быть интересна Италии, Франции, Греции и Германии.
Добавьте к этому правила Евросоюза. ЕС больше заинтересован в преследовании Google (теперь Alphabet GOOG), Apple(AAPL), Facebook (теперь Meta Platforms META) и Microsoft (MSFT) за предполагаемые монополии, чем в разработке чего-либо.
ЕС не функционирует
Одним словом, ЕС не функционирует. Проблема именно в этом, а не в технологиях. Маастрихтский договор сам по себе – главная причины не функционирования ЕС. Сам евро, с одной общей процентной ставкой, фундаментально несовершенен.
Такие компании, как Alphabet, Meta, Microsoft и Apple, не смогли бы существовать в ЕС, т.к. во имя конкуренции и разнообразия ЕС уничтожил бы их еще до того, как они стали бы достаточно большими и значимыми.
Правила ЕС делают невозможным решение основной проблемы. Таким образом, ЕС прибег к правилам няни для регулирования американских и китайских компаний вместо того, чтобы что-либо исправить.
Технологии, в том числе искусственный интеллект, и геополитика ускоряют решение основной проблемы: ЕС не функционирует из-за договора. Это видно из опросов общественного мнения по всему миру.
Опросы в Европейском парламенте во Франции
Опросы о голосовании в Европарламенте во Франции EPFrance из Википедии
Национальное объединение Марин Ле Пен опережает Renew/Modem на целых 12%, 30-18.
Данный график касается только Франции, а не всего парламента, но он отражает падение популярности президента Франции Эммануэля Макрона (Emmanuel Macron) и центристов в целом.
Военная экономика
В качестве способа создания рабочих мест президент ЕС Шарль Мишель (Charles Michel) продвигает военную экономику.
В своем абсурдном предложении по борьбе с экономическим ростом глава Европейского совета призывает Европу поставить экономику на военные рельсы.
У меня есть предложение. Позвольте сенатору от США Линдси Грэму (Lindsey Graham) и президенту Европейской комиссии Чарльзу Мишелю возглавить это движение.
Вместо того чтобы приводить в порядок стареющую инфраструктуру Германии, пытаться конкурировать с США в области искусственного интеллекта или в чём-нибудь с Китаем, президент Европейской комиссии Чарльз Мишель называет войну фактором роста.
Пришло время для новой стратегии
Обратите внимание, что канцлер Германии Олаф Шольц (Olaf Scholz) не хочет отправлять крылатые ракеты «Таурус» на Украину.
Есть Солидарность, значит есть Солидарность
Опрос за опросом показывают поддержку Украины. Но каждый из них несовершенен, т.к. в них не спрашивается: «Сколько вы готовы заплатить?».
В ЕС есть солидарность, но она заканчивается поставками пшеницы и оружия. В США Байден (Joseph Biden) отчаянно хочет продолжения войны. Но у него по-прежнему нет цели. Считает ли Байден также, как и Зеленский (Vladimir Zelensky): «Война не закончится, пока Крым оккупирован».
Мы не знаем, т.к. Байден не говорит. Байден также не говорит, какую сумму он готов выделить. Еще $150 млрд, $1 трлн или больше?
А пока готовьтесь к грязной битве центристов, зеленых и поджигателей войны на следующих выборах в Европейский парламент.
Нас ожидает финансовый кризис, и первой жертвой станет политика «зеленой» энергетики.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.