Золотая азиатская валюта Махатхира Мохамада – это возвращение к азиатским ценностям

Махатхир Мохамед

Махатхир Мохамад (Mahathir Mohamad) в Токио в мае говорит, что будущее Азии за золотом

© 2019 Bloomberg Finance LP

Пожалуй, «говорить правду власти» – это хорошо, но еще лучше «говорить правду, находясь у власти». Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад недавно предложил основанную на золоте паназиатскую валюту, воспользовавшись для этого публичной площадкой Международной конференции «Будущее Азии» в Токио.

Махатхир однозначно входит в число великих азиатских лидеров, заслужив место в пантеоне таких суперзвезд, как сингапурец Ли Куан Ю (Lee Kuan Yew), китаец Дэн Сяопин (Deng Xiaoping) и японец Икэда Хаято (Ikeda Hayato). Во время его первого срока в должности премьер министра Малайзии в 1981-2003 гг. (да, 22 года), Малайзия превратилась из экономики натурального рисового сельского хозяйства, каучуковых и пальмовых плантаций и добычи олова в центр промышленного производства с процветающим и современным средним классом. Малайзийцы, очевидно, понимают, что хорошо, поэтому в 2008 г. они снова избрали 93-летнего Махатхира на высшую должность страны.

Махатхир предложил, что основанная на золоте валюта может служить альтернативной валютой по всей Азии, используемой в международной торговле и инвестициях, возможно во многом так же, как сегодня альтернативной валютой служит доллар, наравне с независимыми местными валютами.

«Сейчас нам приходится зависеть от доллара США, но доллар США также нестабилен. Поэтому предлагаемая валюта должна быть основана на золоте, потому что золото намного более стабильно», – сказал он на конференции.

Предложение Махатхира имеет много сходств с его же предложениями, восходящими как минимум к азиатскому кризису 1997-98 гг., когда многие азиатские валюты рухнули. С тех пор и как минимум до конца 2007 г. Махатхир предлагал «золотой динар» для международного использования в мусульманских странах (в Азии к ним относятся Малайзия и Индонезия, а также многие страны Среднего Востока). Золотой динар – монета, содержащая 4.5 г золота, – использовался в мусульманских странах на протяжении многих веков. Динар (и его предшественник византийский солид) был основной валютой исламских халифатов с седьмого до конца тринадцатого века, да и после этого традиция продолжала жить.

Ливийский лидер Муаммар Каддафи (Muammar Gaddafi) также давал похожие комментарии в пользу общей политики золотого стандарта для мусульманской Северной Африки и Африки в целом. Некоторые считают, что воспринимаемая угроза этого плана для гегемонии плавающего бумажного американского доллара послужила одним из мотивов для вторжения в Ливию сил НАТО во главе с США в 2011 году, что привело к гибели Каддафи.

Махатхир отметил, что в Азии идея принятия валюты другой страны (такой как юань или иена) не пользуется популярностью из-за опасений потери суверенитета. Таким образом, идея «международной валюты» должна развеять подобные опасения. Однако со временем, если проект обретет популярность, местные валюты также могут последовать политике привязки к золоту, что приведет всю Азию к общему валютному стандарту. Такое решение также сохранит суверенитет национальных валют без необходимости в централизованных институтах, таких как Европейский центральный банк, и всей сопровождающей их наднациональной инфраструктуре, чего сейчас пытаются избежать Британия и, вероятно, Италия.

Для Азии это далеко не новость. Азия имеет продолжительную историю плавающих бумажных валют. У Китая был четырехсотлетний опыт использования бумажных валют в XI-XV вв. Опыт оказался настолько травматическим, что Китай вернулся к политике использования исключительно серебряных, золотых и медных монет, что продолжалось до 1930-х. Китайскую модель бумажной валюты копировали многие другие азиатские страны, с похожими результатами. Плавающие бумажные валюты появились во Вьетнаме, Корее и Японии задолго до того, как они возникли на Западе, а монгольская бумажная валюта китайской династии Юань, судя по всему, использовалась также на Яве (Индонезия) и западнее, вплоть до самых границ с Европой. История этих валют была не слишком хорошей. Азиаты вновь и вновь возвращались к золотым, серебряным и медным монетам.

До 1870-х серебро и золото в значительной степени были взаимозаменяемыми валютами, так что серебряная и золотая валюты были практически идентичны. Начиная с XVI в. общей международной валютой по всей Азии служил испанский серебряный доллар. По некоторым оценкам, больше половины всего серебра, добывавшегося испанцами в Новом Свете, в итоге оказывалось в Азии в виде серебряных долларов, преимущественно экспортированных напрямую из Акапулько, что на тихоокеанском побережье Мексики. Китайцы называли эти испанские серебряные доллары «юань», или «круглый предмет», чтобы отличить от собственных медных монет, известных как «вэнь». Китайский термин в итоге стал «воной» в Корее и «иеной» в Японии. Испанский серебряный доллар послужил изначальной основой для этих валют, точно так же как для американского доллара, филиппинского песо, гонконгского доллара и сингапурского доллара. Все эти валюты обращались наравне с золотыми монетами, такими как рё в Японии, и золотыми слитками, известными в Китае как ямб.

После 1870 г. продолжительная и тесная связь серебра с золотом нарушилась, и серебро перестало служить эффективной основой денег наравне с золотом. Азия, вслед за Европой и США, начала переход к золоту. Банк Японии формально перешел на монометаллический золотой стандарт в 1897 г. Филиппины перешли на золото в 1903 г., при помощи США. Корея приняла золотой стандарт в 1901 г. Китай сделал это в 1930-х, но почти сразу же последовал период обесценивающейся бумажной валюты, что было нужно для финансирования войны с Японией, начавшейся в 1937 г. После катастрофической вспышки гиперинфляции в конце 1940-х китайский юань в 1950 г. был вновь привязан к золоту, и эта золотая основа сохранялась до конца 1960-х.


В Малайзии (в то время Малайские штаты в составе Британской империи) доллар Стрейтс-Сетлментс (Сингапура) был привязан к золоту в 1906 г. В 1950-х и 1960-х валюта Малайзии были привязана к золоту в рамках Бреттон-Вудской системы золотого стандарта. Данная привязка к золоту была отменена в 1971 г., как и во многих других странах мира, так как Бреттон-Вудская система распалась.

Идея национальных макроэкономических манипуляций с использованием плавающих бумажных валют не так популярна в Азии, как в США и Британии. Азиаты придерживаются мнения, что валюта должна быть максимально стабильной, надежной и неизменной. В последние десятилетия это чаще всего принимало вид привязки к американскому доллару. В идеале, каждая страна может придерживаться одного валютного стандарта (сохраняя при этом суверенитет национальной валюты), чтобы вести дела друг с другом без необходимости использовать разные валюты с нестабильными обменными курсами. На практике последние 500 лет в Азии это означало валюты, основанные на серебре и золоте, а после 1870 г. – только на золоте.

Возможно представить (хотя не так просто осуществить в реальном мире) валютный стандарт, посредством статистического агрегирования или другим методом предоставляющий своего рода стандарт стоимости, более стабильный, чем стоимость золота. Проблема в том, что такой стандарт вряд ли будет широко принят. Он будет зависеть от того или иного статистического агентства, в свою очередь являющегося продуктом того или иного правительства. К сожалению, статистические агентства всегда поддаются политическим влияниям – взгляните на многократные изменения американского индекса потребительских цен в разные годы, делающие индекс более привлекательным, чем было бы без этих изменений.

Золото – и исторически также его спутник серебро – единственный стандарт стоимости валюты, с энтузиазмом принимавшийся всеми правительствами. Оно свободно от человеческих влияний. Хотя можно утверждать, что оно не совсем идеально, многовековой опыт показал, что оно достаточно идеально, чтобы его использование не вызывало больших практических трудностей. Ничего лучше найдено не было.

Мощь золотого стандарта растет по мере того, как его использует все больше и больше стран. Совместный золотой блок в Азии – возможно охватывающий также мусульманские страны Среднего востока – стал бы мощным ответом на гегемонию западной бумажной валюты. Махатхир советует азиатским лидерам начать предпринимать шаги в этом направлении.

В прошлом при написании такого рода статей я утверждал, что Запад в целом и США в частности, судя по всему, находятся на пути спада, что, скорее всего, отразится в ухудшении качества валюты. Однако США уже несколько лет находятся на «золотом стандарте Йеллен (Yellen)». Почему бы не пожать руки и не закрепить это официально? Ведь именно это сделали в отеле в Нью-Гэмпшире в 1944 г.

аватар

Льюис, Нейтан

Lewis, Nathan

Глава компании New World Economics, автор труда о монетарной роли золота Gold: the once and future money - "Золото: деньги прошлого и будущего".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.