Золото и монетарная блокада Ирана

Так как Дональд Трамп (Donald Trump) близок к восстановлению экономических санкций против Ирана, стоит вспомнить, что золото служило для обхода последних иранских санкций. Если на Иран снова будет установлена блокада, может ли вернуться эта роль?

Денежная блокада 2010-2015 гг.

Ряд санкций, налагавшихся США на Иран начиная с 2010 г., лучше всего рассматривать как денежную блокаду. Она полагалась на то, что американские банки превратятся в доносчиков. Американский банк, пойманный на предоставлении корреспондентских счетов иностранному банку, в свою очередь, помогающему Ирану заниматься деятельностью, попавшей под санкции, должен был уплатить штраф. Чтобы избежать наказания, американские банки угрожали лишить счетов иностранные клиентские банки, если те не прекратят проводить иранские платежи. И, конечно же, иностранные банки (в основном) повиновались. Быть отрезанным от американской платежной системы означало потерять значительную часть бизнеса, тогда как потерять иранский бизнес – пустяк.

Среди запрещенных видов деятельности была помощь Ирану в продаже нефти. Доказав, что они существенно сократили импорт нефти из Ирана, крупные импортеры, такие как Япония, Южная Корея, Турция, Индия и Китай могли гарантировать своим банкам временное освобождение от американских банковских санкций. Поэтому банки могли продолжать содействовать Ирану в платежах, связанных с нефтью, без отключения от долларовой платежной системы. В результате иранский экспорт нефти сократился, но не прекратился. Такой подход был достаточно сбалансированным. Хотя США хотели лишить Иран нефтяных доходов – которые могут использоваться для создания ядерного оружия, – они не хотели оставить своих союзников совсем без нефти.

Американский Закон о сокращении иранской угрозы и правах человека в Сирии 2012 г. (TRA) еще больше затянул петлю. TRA препятствовал репатриации в Иран дохода с нефти и газа, накапливающегося на блокированных зарубежных счетах в Турции, Японии и других странах. Для приведения в исполнение этого ограничения любой банк, репатриирующий иранские нефтяные деньги, будет отключен от своего американского корреспондентского банка и лишится связи с американской банковской системой.

Невозможность разблокировать средства создавала для Ирана неудобства. Страна-изгой не могла с пользой применить японские иены, индийские рупии, китайские юани или турецкие лиры, накапливающиеся на зарубежных блокированных счетах. Иран мог покупать в этих странах не подпадающие под санкции товары и услуги, такие как продукты питания, лекарства и т. п., и перевозить их домой. Но ни одна из стран-импортеров нефти не предоставляла Ирану достаточно подлежащего импорту товара, чтобы он смог обнулить свои счета. Средства на счетах были мертвыми деньгами.

На сцене появляется золото

И вот здесь-то и было привлечено золото как полезное платежное средство для обхода санкций. Схема в основном проворачивалась через Турцию. Золотой дилер Реза Зарраб (Reza Zarrab), один из самых известных участников схемы, разработал лазейку для иранских средств совместно с руководством турецкого государственного банка Halkbank. Иранские средства, замороженные на счетах в Halkbank (деноминированные в турецких лирах), переводились на счета подставных компаний Зарраба в том же банке и использовались для покупки золота на турецком золотом рынке.

Формально это не было незаконно. Хотя предшествующая серия санкций запретила банкам непосредственно помогать иранскому правительству торговать золотом, они могли вполне законно помогать в получении доступа к золоту «частным» лицам, если золото отравлялось в Иран, а не куда-то еще. Зарраб отправлял часть этого золота непосредственно в Иран. Остальное экспортировалось в Дубай и продавалось за доллары; наличные возвращались в Турцию, где Зарраб отмывал их обратно в банковскую систему. Теперь иранское правительство наконец могло воспользоваться деньгами. Ниже показана схема, нарисованная Заррабом во время слушаний по его делу в суде в 2017 г. и иллюстрирующая сложность золотой сделки.

иранские золотые транзакции

«Иранская золотая транзакция», иллюстрация Зарраба и метод Halkbank для перемещения замороженных иранских средств

Размер этой лазейки был существенным. Согласно Reuters, турецкий золотой экспорт в Иран подскочил с 1 т в 2011 г. до 125.8 т в 2012 г., что равно $6.5 млрд. Еще $4.6 млрд было отправлено в Дубай, причем конечным назначением большей части этой суммы был Иран. Ниже показан график турецкого золотого экспорта с 2008 г. по настоящее время. На нем заметен большой скачок в 2012-13 гг.

Крупный приток турецкого золота помогал Ирану держаться на плаву. Только в середине 2013 г. лазейка для «частных лиц» была наконец закрыта. Банкам, таким как Halkbank, которые раньше могли быть наказаны только за участие в золотых сделках с иранским правительством, теперь запрещалось проводить золотые платежи также и для частных иранских субъектов. Поставки золота из Турции сократились до очень небольших размеров.

турецкие золотые транзакции

Турецкий золотой экспорт: с 2008 г. по настоящее время (млн $)

Золотая лазейка

Турецкий золотой экспорт (млн $)

Иранские санкции

Янв. '09, Янв. '10, …, Янв. '18

Ежемесячно (левая ось)

12-месячная скользящая сумма (права ось)

Источник: Турецкий институт статистики

Хотя Зарраб продолжал нелегально экспортировать небольшие количества золота, он сосредоточился на другой форме обхода санкций: переводе заблокированных в Турции иранских средств в Дубай под прикрытием фальшивых счетов на продукты питания и лекарства. Но и этому был положен конец. Во время посещения с семьей Диснейуорлда в 2016 г. Зарраб был арестован по обвинению в содействии Ирану в обходе американских санкций. В конце 2017 г. он принял сделку о признании своей вины и стал ключевым свидетелем против ряда управляющих Halkbank и чиновников турецкого правительства. На данный момент осужден лишь один из них, Мехмет Атилла (Mehmet Atilla); остальные остаются на свободе.

Преимущество высокого отношения стоимости к весу

Теоретически средства, находящиеся на блокированных счетах Ирана в Halkbank, могли использоваться для покупки любого товара, такого как медь, после чего медь могла транспортироваться в Иран (или Дубай). Но золото было выбрано в качестве промежуточного товара, вероятно, потому, что у него более высокое отношение стоимости к весу, чем у большинства товаров. Тогда как унция золота стоит $1300, для выражения такой же стоимости понадобилось бы примерно 6,500 унций меди. Транспортировка такого большого количества была бы слишком затратной.

сравнительная ценность золота

Отношение стоимости к весу

Денежная плотность товаров

Цена за фунт различных товаров

Мука общего назначения

Цинк

Свинец

Бутилированная вода

Монеты 1 цент

Медь

Монеты 5 центов

Никель

Пенька

Монеты 10 центов

Монеты 25 центов

Перья индейки

Кошки мейн-кун (пэт-класс, ~20 фунтов)

Монеты 1 доллар

Уран (U3O8)

Филе-миньон мраморной говядины

Кофе-лувак

Человеческая кровь

Серебро

Чернила для принтера

Перья павлина

Банкноты 1 доллар

Банкноты 2 доллара

Лотерейные билеты (калифорнийские скретч-билеты по $1)

Шафран

Марихуана

Банкноты 5 долларов

Промышленные алмазы

Купальные костюмы LZR

Палладий

Амбра

Банкноты 10 долларов

Банкноты 20 долларов

Любой предмет, доставленный на МКС

Золото

Платина

Банкноты 50 долларов

Кокаин

Банкноты 100 долларов

Родий

Высококачественные алмазы на 1 карат

ЛСД

$ на фунт (логарифмическая шкала)

Источник: evilmadscientist.com

Еще одно преимущество золота над другими товарами – его высокая ликвидность. По всему миру существуют рынки желтого металла, привлекающие широкий спектр покупателей от конечных потребителей до промышленных пользователей и ювелиров. Медь пользуется намного меньшим спросом. Так как Ирану нужно было перепродать любой промежуточный товар для получения твердой валюты, такой как евро или доллары, золото было самым удобным вариантом.

Денежная блокада в 2018 г.?

Денежная блокада, начавшаяся в 2010 г., оказалась успешной. Иран был вынужден сесть за стол переговоров, и в 2015 г. было подписано иранское ядерное соглашение. Перенесемся в сегодняшний день. Трамп отбросил ядерное соглашение и угрожает вновь наложить санкции на Иран. Может ли золото снова стать игроком в игре между источником санкций и их жертвой?


Важным различием между ситуацией тогда и теперь является то, что во время последнего периода санкций наблюдалось существенное глобальное единодушие. Перед установкой денежной блокады США заручились поддержкой Совета безопасности ООН, включая Китай и Россию. Поэтому, несмотря на использование некоторых лазеек, общий консенсус был таков, что обход санкций был не настолько распространен, чтобы разрушить всю систему.

Но в прошлом месяце Трамп вышел из иранского соглашения в одиночку. Предположительно, такое отсутствие консенсуса сделает любые последующие санкции намного менее жесткими, чем изначальные. Индия, к примеру, уже сказала, что не присоединится к санкциям, потому что они не приняты ООН. Но в действительности Индия, пожалуй, мало что может сделать, чтобы уклониться от санкций. Большинство индийских банков повинуются из-за опасений быть отключенными от долларовой платежной системы.

Но, с одобрения своих государственных правительств, некоторые банки, имеющие мало дел со США, могут решить обслуживать Иран. Им понадобится какое-нибудь популярное средство для перевода платежей в Иран и из Ирана, например, золото, евро, биткойны или многообещающая национальная валюта, такая как китайский юань. Вскоре увидим, что именно они выберут, но золото определенно имеет ряд полезных свойств, как показал последний период санкций. Так или иначе, новые санкции против Ирана могут только ослабить господствующую роль американского доллара как глобального средства обмена.

Источники, использовавшиеся при написании статьи:

  • «Турецкие связи Ирана» (Irans Turkish connection), Reuters, 2014
  • «Агрессивная американская денежная политика… в Иране» (Aggressive U.S. Monetary Policy... in Iran), 2012
  • Дело США против Резы Зарраба и др., 2017
  • Дело США против Мехмета Хакана Атиллы, 2018
  • «Золотая лазейка Ирана» (Iran's Gold Loophole), 2013
  • «Санкции против Ирана: путеводитель по мишеням, условиями расписаниям» (Sanctions Against Iran: A Guide to Targets, Terms, and Timetables), 2015
  • «Красота Раздела 504 TRA» (The Beauty of TRA Section 504), 2015
  • FAQ Управления по контролю за иностранными активами (OFAC): Иранские санкции
  • «Выход из иранского соглашения – удар по финансовой прозрачности и контролю США» (Exiting the Iran deal is a blow to financial transparency and US control), 2018
аватар

Конинг, Джон Пол

Koning, John Paul

Финансовый аналитик, дизайнер, эксперт по свободному банкингу, криптовалютам, драгоценным металлам.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.