Золото: пузырь или нет?
- дата: 7 октября 2017 (источник от 1 июня 2010)
Золото карабкалось вверх все последние десять лет, но только в начале этого года я впервые услышал, как такие замечательные результаты были названы пузырем.
Финансист Джордж Сорос (George Soros) использовал этот термин как могло показаться на первый взгляд, с презрением, но затем мы узнали, что он сам владеет золотом и ожидает, что цены на него еще вырастут.
Затем в конце мая (2010. – Ред.) Брент Арендс (Brent Arends) из The Wall Street Journal спросил, является ли золото «следующим пузырем»? А в недавней статье в журнале Barron's, где автор заявил: «Золотой пузырь может продолжить надуваться», я увидел этот непочтительный термин в третий раз.
Нетрудно найти материалы про пузыри в финансовой истории, но для этого не нужно идти в библиотеку. Мы все воочию наблюдали интернет, а позже жилищный пузырь. Эти феномены учат нас, что пузыри характеризуются последовательным и часто быстрым ростом цены актива, что вызывается спекуляцией, которая в свою очередь опирается на идею о том, что цена на актив продолжит расти. Но есть еще одна, куда менее известная характеристика пузыря – цена актива должна в конце концов значительно превысить его ценность. Когда достигается пик переоценки, цена на актив очень быстро падает, что напоминает лопающийся пузырь.
Случится ли что-либо подобное с золотом в ближайшем будущем? Нет, по той простой причине, что один из главных ингредиентов, составляющих пузырь, сегодня отсутствует. Хотя цена на золото и выросла в четыре раза за последние десять лет, она не превзошла его ценность и уж совсем далека от того, чтобы находиться над ней, а это одно из необходимых условий пузыря.
Вышеупомянутые статьи анализируют цену золота, а им следует смотреть на его ценность.
Хотя понятия «цена» и «ценность» часто используются как взаимозаменяемые, когда мы описываем наш взгляд на стоимость актива, они имеют разное значение. Цена – это ярлык, который мы даем активу, когда мы проводим рыночные транзакции. Ценность отражает субъективный и индивидуальный взгляд на полезность данного актива, и как раз здесь у большинства людей формируется неверный взгляд на золото. Они не понимают источник ценности золота. Полезность золота произрастает из двух ключевых его атрибутов.
Во-первых, оно применяется в экономических расчетах. Другими словами, золото дает нам эффективный способ расчета цены товаров и услуг в течение длительных периодов времени, а экономические расчеты – это принципиальная функция денег. Так, цена барреля нефти (159 литров. – Ред.) сегодня равняется приблизительно двум граммам золота, а это значит, что за исключением незначительных флуктуаций эта цена продолжает оставаться неизменной последние 50 лет.
Во-вторых,
из-за того, что оно является твердым активом, у него нет контрагентского риска. Когда
вы владеете золотом, вы владеете деньгами, которые не зависят от обещаний
банкиров и политиков. Золото и серебро – это единственные виды денег, которые
одновременно являются твердыми активами.
В сегодняшнем неопределенном мире, где государственные долги и другие
финансовые обещания все больше ставятся под сомнение, избежание контрагентского
риска – это обязательная составляющая любой стратегии сохранения капитала,
которая будет играть все более важную роль с течением времени. Плачевное состояние государственных финансов
по всему миру, а также безответственная надежда на все большее количество
долгов как на панацею означает, что ценность государственной бумаги и как
следствие платежеспособность банков, которые этой бумагой владеют, потеряют
остатки доверия.
Ясное понимание отличия цены актива от его ценности чрезвычайно важно. Вот отличный пример того, как смешиваются эти два понятия.
В 1983 году индекс Доу-Джонса пересек границу в 1000 пунктов и поставил новый рекорд. Он продолжал расти и в 1984 году, и я отлично помню это время. Все вокруг говорили, что рынок не сможет сохранять такой темп роста и что индекс вот-вот скорректируется и опустится ниже 1000, то есть к тому показателю, который являлся его верхней границей в течение двадцати лет.
Мы все знаем, что на самом деле произошло. Рынок продолжил расти, и индекс Доу утроился в следующие три года. Медведи тогда опоздали на поезд потому, что они концентрировались на цене индекса. Они не приняли во внимание то, что с течением времени он стал серьезно недооцененным. Так что ситуация с золотом ясна.
Если вы хотите хранить свою ликвидность в твердом активе, который сохраняет покупательную способность в течение длительного времени и не подвержен контрагентскому риску, продолжайте держать золото, пока оно не станет переоцененным. Но этот момент еще далеко. Но как же мы узнаем, что он настал?
Ответ прост – надо смотреть на относительную ценность золота. Я буду об этом писать больше в будущем, но вот вам простая напоминалка.
Меня часто спрашивают, когда следует продавать золото. Очевидно, что они вспоминают январь 1980 года (когда золото и серебро достигли исторических максимумов. – Ред.). Я отвечаю, что на этот раз вы будете не продавать свое золото, а тратить его. Когда золото вновь станет валютой, что является долгосрочной целью GoldMoney, вы будете тратить золото на покупку товаров, услуг и инвестиций.
Другими словами, когда золото займет свое заслуженное место в центре всемирной экономики, которое оно удерживало тысячи лет до самого последнего времени, его покупательная способность будет находиться на пике.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.