Золотой урок: Бернанке против мелкого клерка барона Ротшильда
- дата: 28 мая 2016 (источник от 20 июля 2013)
Бен Бернанке, самый влиятельный банкир нашего времени, заявил на этой неделе, что никто по-настоящему не понимает цен на золото, включая его самого. Самый богатый человек Европы эпохи королевы Виктории и слитковый брокер Банка Англии, Н. М. Ротшильд (N. M. Rothschild), по крайней мере сделал попытку их понять.
«Я знаю только двух человек, которые действительно понимают цену золота», предположительно пошутил Ротшильд в середине XIX века, - «мелкий клерк в подвале Банка Франции и один из директоров Банка Англии».
«К сожалению, они расходятся во мнениях».
В отличие от барона Ротшильда главу ФРС США золото интересует очень мало. И это несмотря на то, что по профессии он - экономический историк, - а 3,000 лет истории показывают, что люди покупают золото как хранилище ценности, - и то, что он сидит над самым большим хранилищем золота в мире. Нью-йоркский Фед хранит 6,700 т золота для правительства США и иностранных государств. Размер золотых резервов США равен 8,133 т металла, или 5% всего когда-либо добытого золота в истории.
Однако когда его спросили в четверг в Конгрессе, почему в 2013 году цены на золото упали на 25%, Бернанке был близок к истине. «Люди меньше тревожатся о крайних сценариях», сказал он, «и поэтому чувствуют меньше нужды в защите, предоставляемой золотом».
Падение цены говорит, что «у людей стало больше уверенности. Поэтому понижение цены на золото не такая уж плохая вещь».
Мелкий клерк Ротшильда, возможно, согласился бы с этим, по крайней мере в отношение западных инвесторов. Люди покупают золото и толкают его цену выше, когда они опасаются тяжелого будущего. Война, финансовый кризис и крах фондового рынка – все эти ужасы придают редкому, неразрушимому золоту несравненную привлекательность. Запасы правительства США это подтверждают. Но через пять после краха Лиман многим инвесторам кризис уже наскучил. Поэтому золото – надежная страховка от кризиса – тоже выглядит скучно.
С другой стороны, азиатские домохозяйства покупают золото при первой возможности. Поэтому на растущие доходы в Индии и Китае приходится одна унция золота из двух, проданных по всему миру. И непонимание золота сегодня начинается с игнорирования подъема Азии.
Бен Бернанке также наполовину ошибся, сказав, что золото покупают как «страховку от инфляции». Потому что упустил из виду такую же важную роль, которую играют процентные ставки – и это о многом говорит. Ведь глава ФРС опустил доходность наличных до нуля. И четыре года спустя он обещает держать процентные ставки на нуле «в течение длительного времени» и в будущем.
Это не имело бы значения, если бы инфляция, как он постоянно утверждает, оставалась бы «низкой». Но когда инфляция обгоняет процентные ставки? Золото обычно растет в цене, когда падает покупательная способность сбережений. Это также верно в режиме плавающих цен последних 42 лет, как и в условиях классического золотого стандарта XIX столетия.
Иными словами, если инфляция растет быстрее роста ваших сбережений, то ваша стоимость жизни падает, если вы держите эти деньги в золоте.
С тех пор как Ричард Никсон (Richard Nixon) разорвал последнюю формальную связь золота с долларом США в 1971 году, официальный американский индекс стоимости жизни обгонял ставки по вкладам 198 месяцев. Цены на золото росли 163 месяца из 198, увеличившись в среднем, - в реальном выражении и с учетом налога на инвестиционные доходы, - на 14.2% в год. Таким образом для сберегателей в золоте Индекс потребительских цен (индикатор инфляции) падал.
Обратное тоже верно, хотя опять же в основном. Мы также устали повторять, что невозможно точно определить отношение реальных процентных ставок и золота, как и все устали это слышать. За 305 месяцев, когда сбережения в наличных росли в реальном выражении, золото теряло в цене в 2/3 случаев, падая в среднем на 4% по сравнению с годом ранее, и, тем самым, делая жизнь для золотых сберегателей дороже.
Да, крах цены на золото в этом году сильно превзошел стабилизацию стоимости жизни для банковских вкладчиков. Но никто не говорил, что борьба с Федом будет простым или дешевым делом. Какой же урок могут извлечь из этого центральные банкиры?
Если в XIX столетии люди начинали менять свои бумажные деньги на золото, центральные банки повышали процентные ставки, защищая стоимость наличных и способствуя тому, чтобы вкладчики оставались в бумаге. Однако такая конвертируемость давно исчезла и у центральных банкиров сегодня есть то, что Бернанке называет «гибкостью» - способность держать процентные ставки ниже уровня инфляции, и даже создавать дополнительные деньги по желанию. Такая помощь в восстановлении экономики проводится за счет вкладчиков. Поэтому когда кто-то покупает золото в XXI столетии, он сигнализирует об «успешности» политики Феда и других ЦБ.
Нет сомнений в том, что Бен Бернанке понимает это куда лучше, чем показывает на публике. Вкладчикам следует хорошо понимать его (постоянно повторяющееся) желание увидеть более высокие темпы инфляции. Не говоря уже о целях его вероятных наследников.
Комментарии 2
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.