Дивный новый мир Современной денежной теории
- дата: 24 июля 2020 (источник от 10 июля 2020)
Современная денежная теория (СДТ) построена на идее о том, что правительства, способные создавать деньги, не имеют таких ограничений, как физические лица и корпорации. Тогда как частные субъекты могут тратить только те деньги, которые у них есть или которые им готов ссудить другой частный субъект, расходы правительства, способного создавать деньги, ограничены лишь доступностью реальных ресурсов. Если в экономике есть «излишек» (то, что кейнсианцы называют «неиспользуемыми ресурсами»), правительство может тратить любые необходимые суммы, чтобы осуществить проекты/программы, востребованные большинством избирателей. Таким образом, привлекательность СДТ для политического класса очевидна. Но проблема в том, что СДТ основана на неверном понимании денег, долга и того, как на самом деле работает экономика.
Если прочитать объяснения сторонников СДТ, может создаться впечатление, что эта «теория» представляет собой открытие или оригинальную догадку, но всё как раз наоборот. На самом деле СДТ использует бухгалтерские тавтологии и очень поверхностный взгляд на то, как кредитно-денежная инфляция влияет на экономику, чтобы оправдать грабеж в больших масштабах.
Продолжая вышесказанное, когда правительство создает деньги из ничего и затем обменивает их на реальные ресурсы, оно обменивает ничто на нечто. В сущности, оно берет себе ресурсы, не платя за них. Речь идет о грабеже, хоть и неявном, так как издержки не несет продавец ресурсов. Издержки распределяются между всеми пользователями денег посредством снижения их покупательной способности.
Согласно сторонникам СДТ, неявный грабеж, когда ресурсы из частного сектора перенаправляются правительству, не представляет проблемы, если индекс потребительских цен (ИПЦ) или какой-то другой рассчитываемый правительством ценовой индекс не поднимается выше произвольного уровня. Другими словами, завуалированный крупномасштабный правительственный грабеж считается совершенно нормальным, если он не ведет к проблемной «инфляции цен».
Таким образом, у СДТ есть серьезная этическая проблема, но, помимо этого также экономические и практические проблемы.
Главная экономическая проблема в том, что ущерб от кредитно-денежной инфляции не ограничивается «инфляцией цен». На самом деле «инфляция цен» – это наименее вредное следствие кредитно-денежной инфляции. Самое же вредное следствие – это неэффективные капиталовложения, обусловленные тем, что вновь созданные деньги распространяются в экономике неравномерно и поэтому неодинаково влияют на цены. То есть кредитно-денежная инфляция не только повышает «общий уровень цен», но также искажает относительные цены. Такое искажение ценовых сигналов, определяющих решения, расстраивает экономику.
Еще одна экономическая проблема в том, что программы/проекты, финансируемые за счет создания денег из ничего, потребляют не только «неиспользуемые ресурсы». Правительство перехватывает ресурсы, которые могли использоваться частными предприятиями. Несостоявшиеся частные проекты – часть невидимых издержек увеличения правительственных расходов.
А вот практическая проблема в том, что способность правительства тратить ограничивается только цифрами, рассчитываемыми и устанавливаемыми самим правительством. Нет причин ожидать, что это ограничение будет более эффективным, чем «потолок долга». За последние 60 лет «потолок долга» поднимали более 70 раз, и теперь его действие приостановлено.
Вторая практическая проблема в том, что часто нужны годы, чтобы последствия кредитно-денежной инфляции стали заметны в ИПЦ. Поэтому даже в случае честных попыток правительства определить общий ценовой индекс и строго ограничить создание денег, чтобы не дать этому индексу расти больше, чем на умеренное значение, долгая задержка между кредитно-денежной инфляцией и инфляцией цен делает это невозможным. Когда станет ясно, что было создано слишком много денег, проблема серьезной инфляции уже будет необратима.
Часто то, что должно быть, сильно отличается от того, что есть, поэтому этические и экономические проблемы СДТ, вероятно, не помешают реализовать ее на практике. В конце концов, как уже упоминалось, она очень привлекательна для политического класса. Кроме того, она может показаться среднему человеку разумной.
На самом деле, хотя официально об этом не объявлено, СДТ уже применяется на практике в США. Мы говорим это, потому что американское федеральное правительство в последнее время увеличило свои расходы на триллионы долларов, в полной уверенности, что «инфляция» не представляет непосредственной проблемы и что Федеральная резервная система готова монетизировать долг до бесконечности. Кроме того, готовится очередная программа «стимулирования» на триллион долларов, и высока вероятность, что в начале следующего года будет одобрена программа инфраструктурного расходования на несколько триллионов. Очевидно, что правительство больше не беспокоится о бюджетном дефиците или уровне долга. Оно больше даже не делает вид, что его это заботит.
Хорошая новость в том, что применение на практике СДТ должно ускорить гибель нынешней кредитно-денежной системы. То есть сейчас очень высока вероятность системного краха в этом десятилетии. Плохая новость в том, что то, что последует, может быть еще хуже, когда сегодняшнюю систему национальных валют заменит единая мировая бумажная валюта или, возможно, несколько региональных бумажных валют.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.