Государство жаждет тоталитарных денег
- дата: 17 марта 2023 (источник от 17 февраля 2023)
Автор: Дэвид Гордон (David Gordon)
The Global Currency Plot: How the Deep State Will Betray Your Freedom, and How to Prevent It
by Thorsten Polleit
Ludwig von Mises Institute, 2023; 190 pp.
Выдающаяся новая книга Торстена Поллита (Thorsten Polleit) полна идей как об экономической философии, так и об экономической политике. Автор убеждает нас в том, что его философская позиция позволяет постичь суть финансового мира, мастером которого он выступает.
Поллит – последователь Людвига фон Мизеса (Ludwigvon Mises), Мюррея Ротбарда (Murray Rothbard) и Ханса-Германа Хоппе (Hans-Hermann Hoppe). Как и они, он заявляет, что экономика открывает нам априорные истины о мире. «Что же подразумевается под термином «априорная теория»? Термин «априори» означает нечто очевидное, что может считаться истинным и универсальным, не зависящим от опыта». Под «независимостью от опыта» Поллейт, конечно, не подразумевает, что априорные истины не имеют отношения к опыту. Если просто о них размышлять, то априорные истины можно отнести и к истинам, основанным на опыте, абсолютно независящим от эмпирической проверки. В экономике, в отличие от физических наук, нет достаточно оснований для установления эмпирических законов, т.к. в ней много «переменных» и нет количественных «констант».
В этом отношении Поллит выдвигает блестящую мысль: из-за того, что многие социалисты не понимают соответствующих априорных законов, они не осознают всей жестокой сути социализма.
Даже самый худший опыт социализма (вспомните Сталина, Гитлера (Adolf Hitler), Мао Цзэдуна (Mao Zedong), Пола Пота (Pol Pot)) недостаточен для его окончательной дискредитации. Основная причина в том, что в сфере человеческой деятельности и человеческой истории опыт никогда не давал убедительных и неоспоримых доказательств того, что все должно было произойти именно так, как и произошло… Этим представлением активно пользуются социалисты. Они заявляют, что социализм, когда-то примененный на практике, не дал ожидаемых результатов только из-за того, что не был в достаточной степени последовательно реализован.
Чтобы опровергнуть этот тезис, необходимо обратиться к априори двумя способами, один из которых хорошо известен большинству читателей Mises Wire. А именно: расчетный аргумент Людвига Фон Мизеса, доказывающий, что в отсутствие денежных цен социалистическая система не может заниматься экономическими расчетами и обречена на крах.
Но этот аргумент сам по себе недостаточен для так называемых демократических социалистов, не признающих полномасштабное централизованное планирование. Они призывают к «смешанной» системе, которая не может обойтись без рынка. Для устранения этого недостатка, Мизес предлагает против таких людей применить «скользкий путь»: интервенционизм может быстро привести к социализму. Автор нашей книги подтверждает логику Мизеса еще одним моментом. Априорная истина в том, что государство - деспотичный институт, по своей природе нарушающий права; более того, чем дольше государство существует, тем более деспотичным оно становится:
С логической точки зрения, утверждение о том, что государство - это территориальный принудительный монополист, абсолютно противоречиво и ошибочно. Оно фактически принижает человека до раба, что несовместимо с логикой. Ведь право собственности и самообладания – одна из необходимых категорий поведения человека… Современное демократическое государство продолжает разрастаться. Попытки приручить и ограничить его остаются иллюзией. Даже минимальное по размерам государство рано или поздно становится максимальным.
Здесь Поллит опирается на великого немецкого социолога Франца Оппенгеймера (Franz Oppenheimer) (по его словам, он был научным руководителем Людвига Эрхарда (Ludwig Erhard), человека, ответственного за немецкое «экономическое чудо» после Второй мировой войны) и Ханса Хоппе. Я бы посоветовал читателям обратить особое внимание на предложение, выделенное Поллитом курсивом, где главный аргумент книги исходит от высказанного в ней утверждения за априорную истину.
Чего же нам ожидать от современного государства? Отвечая на этот вопрос, Поллит опирается на другой важнейший априорный закон человеческого действия: т.к. люди отличаются друг от друга, они извлекают выгоду из специализации и торговли. Учитывая эту неоспоримую истину, мы должны постараться определить требования для масштабной торговли. И вот тут-то мы плавно переходим к деньгам, как к общепринятому средству обмена.
Т.к. преимущества торговли растут по мере расширения рынка, мир свободного рынка в идеале должен пользоваться одними и теми же деньгами:
Размышления, изложенные в этой книге, основаны на главной идее: если бы существовала глобальная система свободных рынков, на которых каждый мог бы свободно покупать то, что хочет, а производители могли бы свободно производить то, что хотят потребители, то образовался бы свободный рынок денег. И при добровольном соглашении всех сторон возникла бы единая мировая валюта. И это было бы экономически оптимально. Если все в мире используют одни и те же деньги, производственный эффект денег полностью реализуется, и экономические расчеты, осуществляемые с помощью денег, таким образом, оптимизируются для всех.
Поллит объединяет это умозаключение со своим предыдущим аргументом о том, что постоянно расширяющееся государство стремится взять под свой контроль все большее количество ресурсов. Чтобы достичь этого, государство должно захватить полный контроль над денежной системой, не позволяя никакой товарной валюте конкурировать с государственными фиатными деньгами. Еще один важный момент: т.к. национальные валюты могут торговаться друг против друга, появляется необходимость создания уникальной мировой фиатной валюты, не допускающей уклонений и бегства.
Иными словами, наш нынешний мировой валютный порядок параллелен тенденции свободного рынка к единой мировой валюте:
Если государства монополизируют производство денег, то свободный рынок денег, на котором могла бы развиваться единая мировая валюта на основе добровольных решений людей, не возможен. Сегодня этому мешают национальные фиатные валюты. Но это не стабильное равенство. Здесь также есть тенденция к созданию единой мировой валюты, т.к., как я уже говорил, будет оптимально, если все будут торговать и рассчитываться одной и той же валютой.
Фиатные деньги такого образца подчинили бы мир диктатуре социалистически настроенных глобальных банкиров. Как заявил автор, только деньги свободного рынка в «обществе частного права» могут стать надежным убежищем от «антиутопического кошмара», задуманного глобалистами. И именно эта книга Торстена Поллита призывает к противостоянию их идеям и планам.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.