Грядущая «ценовая инфляция»
- дата: 30 июня 2020 (источник от 17 июня 2020)
Годовой темп роста американской истинной денежной массы (ИДМ), или темп американской кредитно-денежной инфляции, продолжил свое путешествие «на луну». Исходя из ежемесячных кредитно-денежных данных за май 2020 г., он теперь составляет 27% и по-прежнему быстро растет. На следующем графике видно, что скачок роста денежной массы, устроенный «Джеем Миссисипи»* (Джеромом Пауэллом (Jerome Powell)), теперь намного превосходит прежние начинания «Мягкого Ала» (Алана Гринспена (Alan Greenspan)) и «Вертолетного Бена» (Бена Бернанке (Ben Bernanke)).
Годовое процентное изменение ИДМ США
Последние данные об ИДМ: май '20
«Мягкий Ал» Гринспен; «Вертолетный Бен» Бернанке; «Джей Миссисипи» Пауэлл
Думать, что скачок кредитно-денежной инфляции в этом году не приведет к существенному росту многих цен, – значит обманывать себя. Он уже способствовал самому быстрому в истории росту индекса S&P 500 на 40%, но, в отличие от других скачков роста денежной массы за последние 20 лет, нынешний эпизод также должен привести к существенному росту того, что большинство людей считает «инфляцией». Не столько в этом году, так как в краткосрочной перспективе действуют уравновешивающие силы, такие как повышенное желание держать наличные, но в 2021-22 гг.
Помимо больших масштабов, есть три причины, почему скачок роста денежной массы, устроенный «Джеем Миссисипи», должен привести к намного большей «инфляции цен»**, чем те, что были вызваны его предшественниками. Первая причина – это то, что, хотя Федеральная резервная система (ФРС) все еще покупает американские государственные облигации через первичных дилеров, а не напрямую у правительства, совершенно очевидно, что ФРС монетизирует дефицит американского правительства. Именно поэтому федеральное правительство больше даже не делает вид, будто его беспокоит уровень его расходов и долга. Фактически в США теперь воплощается на практике современная денежная теория (СДТ).
СДТ основана на смехотворной идее, что правительственные расходы/займы, осуществляемые посредством создания новых денег, не должны иметь верхнего предела, если темп роста индекса потребительских цен ниже определенного уровня. Полностью игнорируются все последствия кредитно-денежной инфляции, кроме самых поверхностных. Также игнорируется то, что правительственные расходы обычно контрпродуктивны, потому что они определяются не рыночными силами, а политическими соображениями.
В СДТ хорошо то, что она должна сорвать цикл бумов и спадов, практически перепрыгнув бум и перейдя непосредственно к инфляционному спаду. Дело в том, что она разоблачает незатейливость кредитно-денежных махинаций центрального банка. Больше не будет (неверного) восприятия, будто центральный банк корректирует процентные ставки, чтобы поддерживать стабильность экономики. При СДТ будет очевидно, что он вливает любые суммы новых денег, какие потребует правительство.
Бум, связанный со скачком кредитно-денежной инфляции в этом году, начался в апреле и, вероятно, закончится в ближайшие 6 месяцев. На самом деле, возможно, он уже закончился.
Вторая причина, почему за скачком роста денежной массы в этом году последует существенная «инфляция цен», – это то, что карантин последних месяцев расстроил цепочки поставок. В сочетании с отходом от глобализации это приведет к сокращению предложения и/или менее эффективному производству товаров.
Третья причина – ограниченное предложение важных товарных ресурсов. Во-первых, из-за карантина горная отрасль отсрочила планы по расширению и отменила новую разработку. Во-вторых, в таких трудоемких горнодобывающих странах, как ЮАР, требование соблюдать социальную дистанцию после возвращения к работе сделало шахты менее эффективными. В-третьих, многие мелкие производители товарных ресурсов, вместе отвечавшие за существенную долю общего предложения, из-за карантина остались не у дел. В-четвертых, «Эль-Ниньо» 2020-21 гг. и большой солнечный минимум, чье влияние начнет ощущаться в 2021-22 гг., вероятно, приведут к крайнему непостоянству погоды, что может нарушить поставки важных сельскохозяйственных товаров в 2021-22 гг. Наконец, из-за вирусного карантина и соответствующего экономического давления возрос риск войны на Ближнем Востоке, а значит, и шока предложения нефти.
Итак, недавний поток новых денег, созданных центральными банками, будет более широко восприниматься как «инфляционный», чем другие «денежные наводнения» последних 20 лет. Кроме того, недавнее денежное наводнение случилось в начале многолетнего периода, когда производство многих товарных ресурсов и промышленных товаров будет утруднено. Вероятным следствием будет существенная «инфляция цен» в 2021-22 гг.
*«Джей Миссисипи» – прозвище, данное нами нынешнему председателю ФРС Джерому (Джею) Пауэллу. Оно связывает Пауэлла с Джоном Ло (John Law) – коварным шотландцем (бывают ли другие?), который, находясь во Франции в начале XVIII века, устроил пузырь Миссисипи посредством схемы, включавшей создание невероятных сумм новой валюты.
**Нам не нравится термин «инфляция цен», потому что не существует среднего уровня цен для всей экономики и в каждый конкретный момент одни цены будут расти, а другие – падать. Однако мы используем этот термин, потому что обычно под ним понимают рост стоимости жизни для большинства людей.
Комментарии 2
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.