Как центральный банк вел бы кредитно-денежную политику только наличными?

  банкноты фрс

Как изменения в предложении банкнот помогут центральному банку в денежно-кредитной политике? Другими словами, как «печатание», или создание новой физической валюты и ее внедрение в экономику поможет добиться желаемого центральным банком уровня инфляции в 2-3%?

В недавнем посте в блоге Econlog Скотт Самнер (Scott Sumner) пишет, что печатание физических денег и их «принудительное» вливание в экономику было важной частью достижения центральными банками целевых показателей инфляции. Правда раньше это делалось чаще, чем сейчас. Я в этом не уверен.

Я уже более 10 лет читаю посты Скотта в блоге и думаю, что на 99% разделяю его точку зрения, когда речь заходит о денежно-кредитной политике. Мы оба считаем, что центральный банк должен снизить процентную ставку, по которой выплачиваются деньги по денежной базе, или увеличить денежную базу, чтобы поднять цены. Используя любой из этих двух методов, центральный банк запускает эффект горячей картошки при котором длинная цепочка участников рынка делает все возможное, чтобы избавиться от избытка денег, и данный процесс заканчивается только тогда, когда цены поднимаются и выравниваются, и никто больше не стремится тратить свои лишние деньги. Скотт однажды подметил, что эффект горячей картошки – это «непременное условие монетарной экономики».

Денежная база включает в себя два финансовых инструмента центрального банка: физические банкноты (они же наличные) и цифровые клиринговые остатки, называемые иногда резервами, - вид денег, используемый банками.

Почитав пост Скотта, я пришёл к выводу, что единственное место, где мы расходимся во мнениях, - это относительная роль двух типов базовых денег в процессе «горячей картошки».

Лично я не считаю, что наличные деньги когда-либо были главной причиной появления эффекта «горячей картошки». Первоначальный импульс, необходимый для движения цен к цели, обычно давали резервы, либо путём изменения процентной ставки по резервам, либо благодаря изменению их количества. Как только первоначальный импульс получен, вся экономика начинает ощущать всю силу, изначально заложенную в резервы, благодаря другим видам денег (физическая валюта, банковские депозиты, чеки, средства на денежном рынке, PayPal и др.).

Пример эффекта горячей картошки в действии может помочь объяснить это.

Давайте начнем с центрального банка, которому необходимо довести инфляцию до целевого уровня. Он снижает процентные ставки по резервам. Первая реакция на снижение ставок - бегство  из резервов в другие активы, например в акции

В результате цены на акции быстро растут. Акционеры, получившие прибыль, за счёт продажи акций по новой, более высокой цене, получили горячую картошку в руки: у них слишком много ненадёжных денежных резервов.

Некоторые из этих бывших акционеров могут потратить излишки своих депозитов, скажем, на поездку в отпуск. В результате будет рост цен на авиабилеты. Кто-то переведёт лишние деньги в PayPal и отправит их друзьям или родственникам, а те, в свою очередь, совершат покупки, что приведет к росту цен на все, что они купят. Ещё одна группа бывших акционеров приобретёт подержанные автомобили. Они снимают банкноты, а банки, в свою очередь, просят ФРС напечатать новые банкноты и переслать их. Цены на подержанные автомобили растут.

Дело в том, что первоначальный импульс достигается за счет изменения резервов, и он отражается на всех ценах благодаря последовательной цепочке транжир, сбрасывающих различные виды избыточных денег.

В данной истории обратите внимание на то, что ни центральные, ни коммерческие банки не занимаются активным «вливанием» наличных денег в экономику. Люди сами снимают наличные, т.к. это наиболее удобный для них способ избавления от ненужных денег. Они это делают в ответ на факторы, инициируемые резервами. Резервы выступают рычагом центрального банка для изменений; наличные деньги – это просто ответная реакция.


Учтите также, что в мире без наличных денег с исключительно цифровыми способами оплаты, денежно-кредитная политика будет по-прежнему эффективна. В таком мире реакция на снижение процентной ставки по резервам распространяется на всю экономику через безналичные виды денег (финтех-балансы и банковские депозиты). (Мне было бы интересно, останется ли Скотт при таком же мнении о монетарной политике в мире без наличных денег).

Вот интересный мысленный эксперимент. Можно ли изменить структуру наличности и резервов так, чтобы наличные деньги стали инициатором денежно-кредитной политики вместо резервов? Т.е. можем ли мы превратить наличные деньги в активную часть денежной базы, определяющую изменения в денежно-кредитной политике, а резервам отвести пассивную роль? 

Один из шагов, который мы могли бы предпринять, - это выплата процентов за наличные. Это может показаться странным, но можно организовать лотерею серийных банкнот, по которой держателям наличных денег выплачивается, скажем, 3% в год. (Я писал об этой идее здесь и здесь.) В то же время важность резервов упала бы, т.к. по ним больше не выплачивались бы проценты.

Теперь, когда центральному банку надо повысить потребительские цены, чтобы достичь поставленных целей, он снижает процентную ставку по наличным деньгам с 3% до 2%. Начинается эффект «горячей картошки», когда вся экономика начинает избавляться от ненужных 20- и 100-долларовых купюр, которые при ставке 2% уже не так выгодны, как раньше.

Можно принять еще одно изменение: поменять механизм, по которому центральные банки вливают денежную базу в экономику. Сейчас центральные банки вливают базовые деньги, покупая активы за счет новых резервов. Т.к. резервы цифровые, они намного удобнее для покупки дорогостоящих активов, чем физические деньги. Данные дополнительные резервы становятся «горячей картошкой» в руках продавцов активов, что запускает процесс корректировки цен, описанный выше. Если бы центральные банки покупали активы за наличные, было бы неудобно, но тогда наличные были ли бы на первом месте.

Данный мысленный эксперимент интересен, но вообще я не думаю, что нужно зацикливаться на том, какой тип базовых денег более важен. Как сказал Скотт, ключевой момент в том, что центральный банк контролирует уровень цен, осуществляя общий контроль над денежной базой в целом. Он может повышать цены, либо увеличивая предложение базовых денег, либо сокращая спрос на базовые деньги за счет снижения процентной ставки, выплачиваемой по резервам. «Просто обычныеспрос и предложение, ничего больше».  

аватар

Конинг, Джон Пол

Koning, John Paul

Финансовый аналитик, дизайнер, эксперт по свободному банкингу, криптовалютам, драгоценным металлам.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.