Латвия может никогда не вернуть деньги состоятельным клиентам банков
- дата: 28 января 2019 (источник от 23 января 2019)
Распоряжение правительства согласовать методологию оценки клиентов банка ABLV с неназванными международными союзниками противоречит закону, который наделяет латвийскую Комиссию рынка финансов и капитала (КРФК) полной автономией.
По закону, КРФК является полностью автономной и отчитывается только перед Сеймом и министерством финансов, сотрудничает с Банком Латвии и при необходимости - с судом.
И если латвийское правительство считает, что американцам надо не только отчитываться о ликвидации банка, но и согласовывать методы, то прежде следовало бы внести это в закон. Так что в этой сфере Латвия отдала часть своего суверенитета стратегическому партнеру, говорится в статье.
"Партнеры" не несут никакой ответственности
Активы ABLV Bank в настоящее время оцениваются на уровне 2,4 миллиарда евро. У Латвии нет опыта ликвидации настолько крупных банков, особенно если учесть, что это самоликвидация. В этой ситуации привлечение международных специалистов выглядит оправданным – у них есть опыт и практика. Но закон не наделяет их правом окончательного решения.
В худшем случае международные партнеры могут вообще не согласовать разработанную методику ликвидации банка, тогда встает вопрос: что делать дальше – не приступать к ликвидации?
Союзники нисколько не хотят, чтобы процесс ликвидации банка шел в соответствии с законом и с латвийскими интересами, пишет газета. По всем дипломатическим и вовсе не дипломатическим каналам передается полуофициальное известие о том, что нужно сделать с банком ABLV. А именно: обоих владельцев нужно посадить в тюрьму, ликвидацию банка перенять, чтобы после этого можно было свободнее действовать по усмотрению союзников. Пока что сценарий о смене формы ликвидации с самоликвидации на принудительную ликвидацию официально не обсуждается. Но выплата денег крупнейшим кредиторам задерживается, отмечает газета.
В настоящее время гарантированное возмещение через банк Citadele получают вкладчики ABLV, на счетах которых было менее 100 тысяч евро. Деньги получили 12 тысяч 334 клиента, или 56,8% от их общего числа. В свою очередь, 3 тысячи 300 клиентов, которые держали в ABLV более 100 тысяч евро, продолжают ждать, когда в отношении них будет проведена проверка на предмет причастности к финансированию терроризма, отмыванию денег, наличия в различных санкционных списках и так далее (в случае доказательств вины средства со счетов не вернут). Точнее, они ждут, когда будет утверждена методология, по которой будет проводиться эта проверка, пишет газета. Когда именно американцы согласуют разработанные латвийской стороной методы, никто сказать не может, признает Эва Берлаус, которая входит в команду ликвидаторов банка.
Это, в свою очередь, грозит судебными исками - состоятельные клиенты ABLV, которые уже начинают терять терпение, могут позволить себе нанять хороших адвокатов, отметила она.
Последствия для всех банков
После истории с ABLV проверку клиентов проводят и все другие латвийские банки, которые должны сообщать о подозрительных клиентах в Службу контроля (по предотвращению легализации преступно нажитых средств, работает при прокуратуре - ред.). Конкретный пример о том, как клиент одного из них уже несколько месяцев ждет возврата своих средств, привел ранее ведущий партнер BDO Latvija Янис Зелменис.
Он рассказал, что клиент пять лет назад зарегистрировал компанию в офшорной зоне – на острове Невис, впоследствии он открыл счет в латвийском банке, и с этим у него не было никаких проблем.
"Банк ему предложил услугу, счет был открыт на расстоянии, а значит, банк признал легитимность компании в Невис", - отметил Зелменис.
На данный момент остаток на его счете – около полумиллиона евро, и он не может их вывести.
"Когда случилась вся эта история с ABLV, то вышло недоразумение: клиент по-прежнему жил теми ощущениями, когда его радостно принимали в Латвии пять лет назад. А банк уже не такой дружелюбный, как был, - просит то одно, то другое, деньги заморожены, клиент обижен. И ведь для проблем достаточно было одной маленькой ошибки: или клиент не вовремя ответил на какой-то вопрос банка, или глупость ответил, или не подумал перед тем, как глупость ответить", - рассказал Зелменис.
По его словам, закончилось тем, что латвийский банк предложил отдать деньги клиенту за плату в 10% от размера вклада.
"Клиент сильно оскорбился. Он не понимает, почему так. Почему 10%? Он считает, что ему выкручивают руки. А для банка ведь все это - совсем другая история. У него сейчас столько головной боли, такие потери, что они уверены, что 10% - это их честный заработок", - пояснил он.
Пока что деньги клиента заморожены, ведется проверка, и вернуть деньги, по мнению Зелмениса, шансов немного.
"Я честно говорю клиенту: "Не знаю, какое танго нам надо сплясать на голове, чтобы доказать, что ты - не отмыватель денег. Потому что по латвийским законам ты - именно он и есть. Есть все признаки: компания в офшоре, физического присутствия твоего в Латвии нет, на запросы банка вовремя не ответил", - рассказал эксперт.
"Мы формально идем по всем нужным, но долгим "дорогам в дюны", надеясь, что нас услышат. Я же не говорю про "слонов" в комнате в виде ABLV и покойной души адвоката Бункуса", - сказал Зелменис.
С чего все началось
В феврале 2018 года Минфин США обвинил ABLV Bank, второй по величине латвийский банк, являющийся крупнейшим независимым частным банком в стране, в отмывании денег, причастности к транзакциям, связанным с Северной Кореей, и подкупе чиновников.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) принял решение не спасать банк и начать процесс его ликвидации. Комиссия рынка финансов и капитала, выполняя инструкции ЕЦБ, с 19 февраля ввела ограничения на платежные операции в ABLV Bank, а в ночь на 24 февраля с учетом того, что ЕЦБ не распорядился об отмене установленных для банка ограничений, приняла решение о недоступности вкладов, чтобы обеспечить выплату гарантированных возмещений клиентам банка.
Двенадцатого июня КРФК разрешила банку начать процесс самоликвидации. В команду ликвидаторов банка входят присяжный адвокат, администратор неплатежеспособности Элвийс Веберс, эксперт по недвижимости и финансам Андрис Ковальчук, присяжный адвокат, ведущий партнер латвийского бюро Sorainen Эва Берлаус и эксперт по корпоративным финансам Арвидс Костомаров.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.