LBMA 2017: Испания, серебро и «навеки внизу»

История драгоценных металлов и макроэкономические перспективы на конференции LBMA…

МАЛО что пока было сказано о ценах на драгоценные металлы или предложении и спросе на конференции Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (London bullion market association (LBMA)) 2017 г. в Барселоне, пишет Эдриан Эш (Adrian Ash) из BullionVault. По крайней мере, не было сказано открыто.

Однако рынок сам по себе не особо беспокоится о направлении цены. Аффинажеры, транспортировщики, операторы хранилищ, дилеры, брокеры и банкиры, собравшиеся на ежегодной конференции LBMA, вместо этого фокусируются на объемах, марже и – больше всего – на заключении новых сделок.

Сегодня утром 650 с небольшим делегатам, присутствующим в Hotel Arts, помахала грозная рука регулирования, когда председатель LBMA Пол Фишер (Paul Fisher) отметил приближение новостей об изменении климата в связях с общественностью, соблюдении законодательства и юридическом секторе индустрии.

LBMA

Далее будет больше о правилах, регулировании и результирующей угрозе рыночной ликвидности. Намного больше.

Между тем аргументы в пользу инвестирования в золото никогда не сводятся к одним лишь фундаментальным показателям этого металла. Намного важнее макроэкономические и финансовые перспективы. И здесь продолжает наблюдаться избыток рабочей силы и капитала, обещающий поддерживать рост и процентные ставки на низком уровне еще дольше. Если не вечно.

«Центральные банки здесь – единственные игроки», – сказал экономист и консультант Организации экономического сотрудничества и развития Уильям Уайт (William White) на съезде LBMA в 2016 г. в Сингапуре. «На самом деле это единственная разыгрываемая игра», – сказал сегодня бывший центральный банкир Фишер.

Правительства развитого Запада давно доверили центральным банкам контроль над инфляцией. Выступавшие сегодня утром согласились, что они в этом преуспели. Но после глобального финансового кризиса политики добавили к полномочиям центральных банков защиту банковских вкладчиков от системного коллапса, повышение ВВП, сокращение безработицы и теперь даже борьбу с неравенством. Профессор Джагит Чадха (Jagjit Chadha) отметил, что кротких бюрократов просят выступать в роли «супергероев». Дело в том, что их центральные банковские инструкции за десятилетие после банковского краха перестали работать.

Возможно, нулевые процентные ставки и количественное смягчение спасли банки. Такая политика также явно подняла цены активов, сделав богатых снова более богатыми. Но профессор Чадха добавил, что в развитых экономиках после 2007 г. средний доход на душу населения перестал расти, положив конец длившемуся со времен промышленной революции буму, означавшему, что каждое поколение могло ожидать стать в два раза богаче, чем их родители.

Таким образом, теперь Запад погряз в этом «унынии низких процентных ставок», потому что больше не осталось пространства для сокращения ставок и политически не осталось пространства для еще большего количественного смягчения. Но и поднятие ставок – не вариант. Потому что какой бы скачок мы ни увидели от инфляции, рост ВВП и зарплат обречен оставаться на прежнем уровне.

Согласно экономисту Меган Грин (Megan Greene) из MAM, за это надо благодарить избыток рабочей силы и капитала, ставший следствием присоединения Азии к глобальным промышленным и капитальным рынкам 20-30 лет назад. Трудовые резервы сейчас снова растут, по мере того как в Африке к югу от Сахары набирает обороты урбанизация. Роботы и искусственный интеллект только усугубляют этот избыток, понижая зарплаты, а также обваливая процентные ставки, поскольку новые глобализированные рабочие намного больше предпочитают сбережения, чем инвестиции.

Следствием являются существенные структурные изменения, справиться с которыми политика центральных банков неспособна. Центральные банки стремятся поддерживать стабильность и в ответ на шок корректируют ставки или выдают коммерческим банкам свежие наличные. Но, по словам Чадхи, это лишь кратковременные решения краткосрочных проблем, в то время как эти основополагающие глобальные изменения стали глубоким, эпохальных вызовом для мировых политиков.

По словам Грин, сокращение налогов временно может помочь, но борьба Трампа (Trump) за реализацию его американских планов и любая нацеленная на рост политика в Еврозоне будут тут же подавлены поднятием Европейским центральным банком процентных ставок при первых же признаках инфляции. Однако после следующей «серии кризисов» те или иные «вертолетные деньги» – возможно, в виде безусловного основного дохода – кажутся все более вероятными, поскольку правительства пытаются остановить растущее разочарование и популизм избирателей в развитом мире. Прошлогодний Брексит, вчерашнее голосование в Австрии и теперь борьба Каталонии за «возвращение контроля» от испанской столицы Мадрида – все они являются протестами против интеграции и трансграничных потоков, способствующих низким процентным ставкам, низким зарплатам и низкому росту глобализации.

Не может ли правительство вмешаться и исправить то, что не могут исправить центральные банкиры? Вот урок истории:

«В XVI-XVII вв. драгоценные металлы стали главным, практически единственным товаром испанской экономики», – сказал этим утром профессор Педро Шварц (Pedro Schwarz), кратко и убедительно излагая историю золота и серебра в стране, принимающей конференцию LBMA.

Рисуя графики пассатных ветров, богатых месторождений и новых методик сепарации, подстегивавших огромный испанский бум драгоценных металлов с начала 1500-х, Шварц время от времени указывал на то, что подтолкнуло Кастильскую корону к поискам драгоценных металлов, – тот факт, что Китай продавал свои товары только за серебро. Даже золото экспортировалось из Китая за серебро, причем более дешевый металл отправлялся на запад из Акапулько на Филиппины и затем в Срединное царство.

А почему Китай хотел только слитковых денег? Потому что, как иронично отметил Шварц, изобретение им в средневековый период бумажных денег заставило правительство печатать, Печатать, ПЕЧАТАТЬ! – пока бумага полностью не утратила свою ценность.

Вкратце рассмотрев криптовалюты, Шварц заключил: «Я не совсем пал духом насчет того, что государственная власть не даст нам снова иметь надежные деньги».

Однако нет сомнений, что политикам сегодня кажется, что от роста и инфляционных перспектив типа «ниже-дольше» к инфляционному взрыву, наподобие подстегнувшего Китай к переходу к твердой валюте, а позже – весь мир к переходу к золотому стандарту, еще далеко.

аватар

Эш, Адриан

Ash, Adrian

Глава аналитической службы BullionVault -одного из крупнейших в мире сервисов по торговле и хранению драгоценных металлов.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.