Польский ЦБ переместил по воздуху 8000 золотых слитков (100 т) из Лондона в Варшаву - большое расследование
- дата: 2 августа 2022 (источник от 28 ноября 2019)
В начале июля на сайте BullionStar сообщалось о примечательной новости от польского центрального банка: увеличении его резервов монетарного золота до 228.6 т путем покупки в 2018-19 гг. 125.7 т, причем 100 т было приобретено у Банка Англии в Лондоне в 1-й пол. 2019 г.
Кроме того, Национальный банк Польши (НБП) анонсировал планы по репатриации 100 т золота из Лондона в Варшаву. Также, согласно НБП, представители польского центрального банка в июне этого года проинспектировали польское золото и условия его хранения в Банке Англии. Подробнее см. «Польша следует за Венгрией с огромными покупками золота и его репатриацией» (Poland joins Hungary with Huge Gold Purchase and Repatriation).
Золотые слитки хорошей поставки в хранилищах польского центрального банка. Источник: НБП
Из пресс-релиза польского центрального банка (5 июля):
«Ввиду существенного увеличения наших золотых резервов и принимая во внимание практику других центральных банков, Совет управляющих НБП принял решение о переводе половины текущих золотых резервов (около 100 т) в хранилища НБП. Об операции уведомлены наши партнеры в Банке Англии, и она будет проведена в соответствии с расписанием, гарантирующим ее безопасность».
Председатель НБП Адам Глапиньский (Adam Glapiński) тогда сказал:
«Выполняя свою конституционную, статутную и просто патриотическую обязанность [покупки и репатриации золота], мы не только наращиваем экономическую силу польского государства, но также создаем резервы, гарантирующие его финансовую безопасность».
Полет к свободе
В понедельник, 25 ноября, на пресс-конференции, проведенной председателем НБП Адамом Глапиньским, было объявлено, что операция польского центрального банка по репатриации золота полностью завершена и ровно 100 т польского золота транспортировано из Банка Англии в Лондоне в хранилища НБП в Варшаве.
Польское золото грузят на самолет в Лондоне. Источник: G4Si
Согласно последнему пресс-релизу НБП:
«Золото было транспортировано в Польшу по воздуху. В общей сложности было предпринято восемь перелетов, по 1000 слитков на каждый. Транспортирование золота выполняла международная компания, специализирующаяся на перевозке монетарных ценностей, выбранная посредством тендерной процедуры НБП.
Операция прошла гладко. Не было никаких происшествий, способных повлиять на безопасность персонала и груза. В выполнении задачи участвовало много людей, представляющих НБП, польскую и британскую полицию, пограничную службу, аэропорты, обслуживающие компании, Банк Англии и транспортную компанию».
НБП настолько воодушевлен репатриацией, что даже планирует по этому поводу выпустить специальную памятную золотую монету:
«Чтобы отметить возвращение золота в Польшу, НБП в декабре выпустит золотую коллекционную монету в форме слитка».
Репатриация польского золота – деревянные ящики с золотом в грузовом самолете
Мы теперь также знаем, какая именно специализированная транспортная компания отвечала за операцию по репатриации золота, потому что эта компания также опубликовала пресс-релиз (28 ноября): это не кто иной, как G4S International Logistics (G4Si).
Ночные перемещения
Пресс-релиз G4Si, озаглавленный «Как золото на миллиарды секретно транспортировалось из Лондона в Польшу» (How billions in gold was secretly moved from London to Poland), также восполняет кое-какие пробелы, не проясненные НБП:
- Репатриация 100 т польского золота состояла из 8 авиаперелетов из Лондона в Польшу, по 1000 слитков в каждом; итого 8000 слитков общей стоимостью $5 млрд.
- Все слитки соответствуют Лондонскому стандарту хорошей поставки, весят примерно по 12.5 кг и имеют серийный номер и маркировку аффинажера.
- Золотые слитки перевозились среди ночи на бронированных грузовиках из золотого хранилища G4S на северо-западе Лондона (см. ниже) в лондонский аэропорт в сопровождении полицейского конвоя и вертолетов.
- Последняя транспортировка золота из Лондона началась ранним утром в пятницу, 22 ноября.
- Хотя золото изначально находилось в хранилищах Банка Англии, оно делало промежуточную остановку в хранилище G4S, где «8000 слитков были тщательно пересчитаны, подготовлены и упакованы».
- Для перелетов из Лондона в Польшу использовались грузовые самолеты, по крайней мере последний осуществлялся на грузовом Boeing 737.
- В каждой перевозке (1000 золотых слитков) было 20 тяжелых деревянных ящиков.
- В Польше самолеты принимались в двух аэропортах.
- После прибытия в польский аэропорт каждая партия разделялась между 3 бронированными автомобилями.
- Данные автомобили, опять же, в сопровождении полицейского конвоя, направлялись к хранилищам польского центрального банка. По описанию G4Si, в операции участвовали элитные офицеры полиции. «Были предприняты все меры предосторожности, чтобы обеспечить безопасное прибытие золота, – сказал сотрудник G4Si. – Мы ни разу не останавливались на светофоре».
Надо же! Столько возни из-за «домашнего камня», как называет золото Wall Street Journal. Конвой, элитная полиция, вертолеты, реактивные грузовые самолеты и сверхсекретные ночные перевозки! Но, возможно, Wall Street Journal не знает, о чем говорит, или, более вероятно, редакторская политика требует поносить желтый металл, не ставя каких-либо серьезных вопросов о функционировании золотого рынка.
Золотые слитки в хранилище НБП в Варшаве
Не такое уж секретное местонахождение
Пресс-релиз G4Si напоминает киносценарий. Например:
«Ранним утром 22 ноября 2019 г. от секретного здания на северо-западе Лондона отправились четыре грузовика со специальным грузом. Их сопровождал полицейский конвой с воздушной поддержкой в виде вертолетов. Они прибыли в лондонский аэропорт, где 20 тяжелых деревянных ящиков были осторожно погружены в грузовой самолет Boeing 737».
Но на самом деле хранилище G4S на северо-западе Лондона отнюдь не секретное: оно находится по адресу 291 Abbey Road, London NW10 7SA, в лондонском районе Парк-Роял. Здесь G4S построила золотое хранилище для Deutsche Bank в 2013-24 гг., но с 2016 г. его арендует банк ICBC Standard. Парк-Роял находится примерно в 10 милях к западу от Банка Англии и примерно в 12 милях к северо-востоку от аэропорта Хитроу. Так что золото перевезли из Банка Англии в Парк-Роял, а затем в аэропорт, предположительно Хитроу. Днем в Парк-Роял, как и во Внешнем Лондоне в целом, всегда полно пробок, чем и объясняется необходимость транспортировать золото в аэропорт ночью.
Золотое хранилище в подвале здания G4S в Парк-Роял, Лондон
Крупная, но не самая крупная репатриация
G4S также описывает польскую репатриацию золота как «одно из крупнейших конфиденциальных перемещений золота между банками в мире». Хотя польская операция по транспортировке золота действительно была масштабной, она не является крупнейшей за последнее время, так как были и более масштабные репатриации золота. Например:
Центральный банк Нидерландов (или Федеральный резервный банк (ФРБ) Нью-Йорка) перевез 122.5 т золота из ФРБ Нью-Йорка в Амстердам в 2014 г.
См. детали о репатриации золота на Goldenfront здесь.
Немецкий Бундесбанк инициировал транспортировку 674 т золота из Парижа (274 т) и Нью-Йорка (300 т) в 2013-17 гг. Срок смехотворно долгий, но в 2015 и 2016 гг. из Парижа и Нью-Йорка было перевезено по более чем 100 т.
Различные слитковые банки и Банк Англии транспортировали 260 т венесуэльского золота в Каракас за двухмесячный период с конца ноября 2011 г. по конец января 2012 г. (Можно также указать на гигантскую транспортировку 940 т золота из Банка Англии во Франкфурт в 2000-2001 гг., но это другая история).
И австрийский центральный банк летом 2018 г. репатриировал 90 т золота из Лондона в Вену.
Таким образом, транспортировка польского золота хоть и не крупнейшая, но сопоставима с некоторыми другими масштабными транзакциями по репатриации золота.
Золотые слитки Valcambi в составе польских золотых резервов в Варшаве
Заключение – просто как дважды два
В июле мы указывали на удивительное совпадение: Польша купила у Банка Англии 100 т золота в 1-й пол. 2019 г. и также захотела репатриировать «около 100 т» золота:
«Поскольку в этом году в Банке Англии было куплено 100 т золота и столько же запланировано репатриировать, возникает вопрос: не являются ли эти недавно приобретенные 100 т единственным золотом, доступным польскому центральному банку в Лондоне, тогда как остальное так или иначе обременено и недоступно?»
Вопрос все еще открыт, и сейчас он даже еще более актуален, учитывая, что НБП перевез в Варшаву ровно 100 т золота. Где же остальное? В последнем пресс-релизе НБП говорится, что «на данный момент центральный банк имеет 228.6 т золота, причем 105 т хранится в НБП». Таким образом, 105 т в целости и сохранности и находится в Польше. Но, как сказал на своей пресс-конференции председатель польского центрального банка Глапиньский, «половина резервов, 123 т, остается в Англии».
Если поляки серьезно считают, что их центральный банк должен «наращивать экономическую силу польского государства» и «создавать резервы, гарантирующие его финансовую безопасность», то им, возможно, стоит пока подождать с выпуском памятной монеты и выяснить, где именно находятся эти 123 т золота, якобы хранящиеся в Банке Англии. Что-то во всем этом кажется подозрительным.
Таким образом, предприимчивыми полякам стоит попросить НБП провести полный физический аудит этих 123 т золота, опубликовать полный отчет по нему с полным весовым списком находящихся в Лондоне золотых слитков (с аффинажными серийными номерами) и с полной информацией о том, какая часть из этих 123 т золота хранится в распределенном виде, а какая ссужена, заложена или каким-либо другим образом обременена. Банк Англии легко может предоставить подобные детали, и это действительно будет заслуживать памятной монеты, но что-то подсказывает мне, что центральные банки, о которых идет речь, не захотят сотрудничать.
Комментарии 12
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.