Российский центральный банк покупает золото на международном рынке?
- дата: 2 января 2019 (источник от 25 декабря 2018)
Последние несколько лет, и особенно в 2018 г., Банк России, центральный банк Российской Федерации, оставался в центре внимания как один из крупнейших в мире покупателей золота, ежемесячно добавляющий в свои резервы монетарного золота существенное количество металла.
После покупки в ноябре еще 37.3 т (1.2 млн унций) золота у Банка России теперь имеется 2103 т монетарного золота. С начала года (за 11 месяцев с января по ноябрь) российский центральный банк добавил к своим монетарным резервным активам неслыханные 264.3 т золота.
С января
по ноябрь 2018 г. российский центральный банки добавил в свои резервы 264.3 т
золота.
Золотые резервы российского центрального банка
Тонны золота
Ноябрь 2018 г.; Общие резервы = 2,103 т
Тонны
Месячное изменение; Последнее изменение = 37.3 т
Месячное изменение
Ключевая особенность российского золотого рынка – то, что Банк России закупает золото у российских золотодобывающих компаний, используя в качестве посредников крупные российские коммерческие банки, такие как Сбербанк и ВТБ Банк.
Коммерческие банки финансируют золотодобытчиков посредством кредитов и ссуд на развитие. Затем золотодобытчики расплачиваются с банками добытым золотом. После аффинажа на российских аффинажных заводах крупные банки продают аффинированное золото (в виде слитков) центральному банку, а тот, в свою очередь, хранит золотые слитки в своих хранилищах в Москве и Санкт-Петербурге. Кажется, будто теоретически, и даже на практике, тут все просто. Но такая модель гладко работает, только когда золотой спрос центрального банка не превышает национальную золотодобычу. Когда он ее превышает, нужно искать другие источники для удовлетворения избыточного спроса.
Всё добытое золото и еще немного
264.3 т золота, приобретенные российским центральным банком в 2018 г. (до конца ноября), уже побили прошлогодний рекорд, составивший 223 т золота. Но если национальная золотодобыча в 2017 г. была достаточно большой, чтобы удовлетворить спрос Банка России, то в 2018 г. это не так.
Согласно Министерству финансов России, в 2017 г. золотодобыча принесла российской экономике 253.9 т золота (и еще 53 т было получено с переработки золотого лома и переработки других руд, где золото является побочным продуктом, что в общей сложности дало 306.9 т).
Согласно тому же министерству, за первые 9 месяцев 2018 г. в России произведено 231.65 т золота, в том числе 194.86 т – золотодобыча и остальные 36.79 т – золотой лом и золото как побочный продукт. Если перевести цифру золотодобычи за 9 месяцев в пересчет на год, то получится порядка 260 т, то есть меньше, чем 264.3 т золота, уже купленного российским центральным банком в 2018 г.
Золотые слитки на стеллажах в хранилище Банка России в Москве
В общих годовых покупках центрального банка нужно также учесть декабрьские покупки золота (если такие были). В декабре 2017 г. российский центральный банк купил порядка 300,000 унций (9.33 т) золота, однако о покупках золота в декабре 2016 г. не сообщалось. Таким образом, прецедент золотых покупок Банка России в декабре остается неясным.
Но текущие цифры спроса и предложения в 2018 г. наводят на вопрос о том, осуществляет ли сейчас российский центральный банк непрямые покупки золотого лома и золота, полученного в качестве побочного продукта, и – что более интересно – не поступают ли в хранилища Банка России золотые слитки с международных рынков.
Российские слитковые банки – активны на международном рынке
Если крупные российские коммерческие банки получают золото с лома и переработки других руд и отправляют его на российские аффинажные заводы, то это может служить дополнительным источником предложения для российского центрального банка. Но так как крупные коммерческие банки в основном имеют контракты о финансировании с российскими золотодобытчиками, а не с переработчиками лома, и так как эти же коммерческие банки также активны на международном золотом рынке, то вполне возможно, что золотые закупки российского центрального банка все чаще совершаются за пределами Российской Федерации в виде транзакций на международных золотых рынках, где в качестве агентов-покупателей выступают российские коммерческие банки.
Продажи золота российской золотодобывающей компании Полюс основным клиентам (банкам) в 2017 г. (таблица в долларах США). Источник: отчет компании за 2017 г.
Продажи золота основным клиентам компании представлены ниже (примечание 5):
31 декабря
ВТБ Банк
Банк «Открытие»
Сбербанк
Газпромбанк
Бинбанк (бывш. МДМ Банк)
Другие
Итого
В числе главных российских коммерческих банков, поставляющих добытое золото российскому центральному банку, – ВТБ, Сбербанк, Открытие и Газпромбанк. Например, в 2017 г. крупнейшая российская золотодобывающая компания Полюс продала 90% своей золотодобычи всего трем банкам – ВТБ, Открытию и Сбербанку – и еще пару процентов Газпромбанку. Данные банки в основном принадлежат правительству либо контролируются им и имеют его лицензию на торговлю золотом с центральным банком.
Некоторые из этих банков также активны на международных золотых рынках. Например, ВТБ, Сбербанк и Открытие входят в международный совет Шанхайской биржи золота (Shanghai Gold Exchange (SGE)). ВТБ и Сбербанк также являются полноправными членами Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (London Bullion Market Association (LBMA)), а Открытие – ассоциированный член LBMA.
Международная деятельность Сбербанка по торговле золотом осуществляется через дочерний инвестиционный банк Sberbank CIB (ранее Тройка Диалог). Помимо покупок золота у российских золотодобытчиков, в основном идущего центральному банку, Sberbank CIB продает аффинированные золотые слитки таким крупным потребителям физического золота, как Китай и Индия. Согласно Reuters, в 2018 г. Сбербанк планировал продать 25-30 т золота Индии и как минимум 20 т Китаю, а также планировал купить 100 т на российском рынке. Сбербанк торгует на SGE через свое швейцарское подразделение Sberbank (Switzerland) AG, также осуществляющее покупки золота на международных рынках, в том числе в Швейцарии. Sberbank CIB также имеет офисы в Лондоне и Нью-Йорке.
Швейцарское подразделение также является одним из двух товарных центров Сбербанка. Как он объяснял в 2016 г.:
«Sberbank CIB учреждает товарный центр в Западной Европе в качестве дополнения и поддержки для существующего центра торговли драгоценными металлами в Москве. Данный центр будет в первую очередь фокусироваться на международных физических поставках металла, финансировании физических товарных маршрутов по всему миру и решениях по управлению рисками. Стратегия двух центров предоставит Группе Сбербанк существенную гибкость и позволит действовать в качестве поставщика в любом из этих местонахождений».
Поскольку Сбербанк способен предложить расчеты по золотым сделкам в Москве, Цюрихе и Лондоне, физические и электронные счета и свопы по местонахождению, он запросто может покупать золото на международных рынках по поручению Банка России и транспортировать его в Москву.
Офис Sberbank CIB в Цюрихе, Швейцария
Инвестиционное банковское подразделение российского ВТБ Банка под названием ВТБ Капитал также активно участвует в международной золотой торговле. В конце 2017 г. ВТБ Капитал запланировал продать в 2018 г. 70-80 т золота на российском рынке (преимущественно центральному банку) и еще 35 т – Индии и больше 20 т – Китаю.
Тем не менее, так как в 2018 г. резко активизировался спрос российского центрального банка на золото, ВТБ пришлось поумерить свои планы международных продаж и больше продаж направить в Москву, чтобы удовлетворить национальный спрос Банка России. В интервью Reuters, опубликованном 25 декабря 2018 г., руководитель управления операций на глобальных товарно-сырьевых рынках ВТБ Капитал Атанас Джумалиев сказал:
«Наши международные продажи золота в 2018 г. были ниже, чем в предыдущем году. В значительной степени это было обусловлено деятельностью российского центрального банка, нашего самого активного клиента в этом году, существенно увеличивавшего свои золотые резервы».
Хотя ВТБ подтвердил, что он в 2018 г. «купил более 80 т золота на российском национальном рынке» и продал «примерно 11 т Китаю», он не раскрыл общее количество золота, проданное в 2018 г. российскому центральному банку. Но, учитывая ограниченное предложение российских золотодобытчиков, сокращение международных продаж золота ВТБ (например, Китаю) может сигнализировать о том, что ВТБ направлял золото, приобретенное на международном рынке, российскому центральному банку.
Заключение
Поскольку темпы накопления золота российским центральным банком продолжают ускоряться, способность российских крупных коммерческих банков поставлять достаточно золота с национальной золотодобычи, чтобы удовлетворить золотой аппетит центрального банка, оказывается ограниченной. К счастью для центрального банка, российские «слитковые банки», такие как Сбербанк и ВТБ, уже имеют опыт и торговую инфраструктуру на международных золотых рынках, чтобы поставлять золотые слитки из других источников, например из Цюриха и Лондона.
В данном контексте следует ожидать, что покупка золота российским центральным банком влияет на доступные золотые запасы (резервы) на международных золотых рынках. То есть, прежний замкнутый круг покупки золота российским центральным банком – от российских шахт к российским коммерческим банкам и центральному банку – уже не так четко определен, как раньше. Подробнее об этом замкнутом круге см. в статье BullionStar «Влияет ли последний раунд покупок золота центральными банками на спрос и цену?» (Does the recent spate of Central Bank gold buying impact demand and price?) (на Goldenfront здесь).
Таким образом, покупки золота Банком России могут начать оказывать большее влияние на динамику спроса и предложения мировых рынков физического золота. Окажет ли это влияние на «международную цену золота», определяемую на синтетических и частично обеспеченных золотых рынках – лондонском внебиржевом и COMEX – спорно.
Учитывая, что на этих бумажных золотых рынках торгуются огромные количества бумажного золота, ежедневно в разы превышающие общее физическое количество, покупаемое центральными банками за весь год, изменения в ценообразовании золота произойдут лишь тогда, когда критическая масса участников рынка станет требовать физическую поставку или какое-нибудь будущее событие подорвет уверенность инвесторов в лондонском внебиржевом рынке и COMEX.
В данном анализе не рассматривалась возможность того, что источником части покупок золота Банком России являются другие резервы, потенциально имеющиеся у Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонда), управляемого Гохраном. Возможно, российский центральный банк способен таким способом удовлетворять свою потребность в золоте, но так как Гохран не комментирует свои дела в данной сфере, узнать сложно. Также возможно, что Российская Федерация напрямую добывает золото в секретных государственных шахтах, о чьем существовании публике не известно, после чего часть этой добычи отправляется Банку России.
Российский центральный банк может, как и другие центральные банки, пользоваться для покупок золота услугами других центральных банков, например, отделов по торговле золотом Банка международных расчетов, Банка Англии, Банка Франции или Федерального резервного банка Нью-Йорка. Но, опять же, поскольку все эти институты хранят свою деятельность по торговле золотом в строжайшем секрете, узнать сложно.
Однако практически с уверенностью можно сказать, что любое золото, покупаемое Банком России на международном рынке, должно быстро репатриироваться в Россию, поскольку Россия придерживается политики, не предусматривающей хранение золота за границей.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.