Швейцарский Julius Baer начал заморозку инвестиционных счетов россиян и белорусов
- дата: 24 мая 2023 (источник от 22 мая 2023)
Фото Adrian Moser / Bloomberg via Getty Images
Один из крупнейших швейцарских банков Julius Baer сообщил своим клиентам — россиянам и белорусам — о заморозке их инвестиционных счетов из-за требований европейского депозитария Euroclear. Банк подтвердил Forbes рассылку сообщений своим клиентам из России и Белоруссии
Швейцарский банк Julius Baer разослал российским клиентам уведомление, что их инвестиционные счета будут изолированы от других активов, а операции по этим инвестиционным счетам заморожены. Об этом сообщила компания Main Partner Trust, которая оказывает юридические и консалтинговые услуги на Кипре. В компании Main Partner Trust пояснили, что письма были разосланы клиентам в понедельник.
Глава отдела корпоративных коммуникаций банка Julius Baer Ян Вондер Мюль подтвердил Forbes информацию о том, что инвестиционные счета россиян будут изолированы из-за требований Euroclear.
В письме клиентам (есть в распоряжении Forbes) банк ссылается на требование международного депозитария Euroclear изолировать счета россиян и белорусов в рамках санкционного законодательства. «Euroclear требует выделить ценные бумаги, хранящиеся в Euroclear, и денежные средства, полученные от этих ценных бумаг, на специальные счета в Euroclear», — говорится в письме.
Что будет с активами
Julius Baer информирует клиентов, что продажа ценных бумаг, которые хранятся в Euroclear, временно приостановлена, а покупка новых бумаг невозможна. Денежные поступления от продажи акций и облигаций, купонные и дивидендные выплаты будут храниться на отдельных счетах. В письме указано, что счета имеют ограниченный доступ и клиенты не могут ими распоряжаться.
В письмах российским и белорусским клиентам отмечено, что эти меры вступают в силу немедленно. «Они обеспечивают соблюдение банком санкций, а также защищают ваши интересы, уменьшая потенциальную подверженность соответствующим ограничениям», — указано в письме банка.
Для ценных бумаг, хранящихся в Euroclear, эти меры означают фактически заморозку, говорит директор Main Partner Trust Алена Сахарова. При этом речь идет только об активах, учитывающихся в Euroclear.
«Ценные бумаги, хранящиеся в других депозитариях, в настоящее время не подпадают под вышеупомянутые меры (…) Однако банк не может контролировать дальнейшее применение ограничений другими депозитариями. Кроме того, нельзя исключать, что другие депозитарии в ЕС или иной юрисдикции могут ввести аналогичные меры, так как Euroclear и банк будут следовать таким инструкциям в рамках применимых санкций», — пишет Julius Baer.
Кто попал под заморозку
Требование по изоляции активов россиян и граждан Белоруссии не распространяется на тех, у кого есть гражданство в Европейском союзе, Европейской экономической зоне или Швейцарии. Банк также не будет обособлять (банкиры и финансисты используют слово «сегрегировать») счета, если у клиента — физического лица есть постоянный или временный вид на жительство в ЕС, ЕЭЗ или Швейцарии.
В противном случае любой гражданин России и Белоруссии, любое физическое лицо, проживающее в одной из этих стран, а также любая компания, основанная в этих странах, попадет под ограничения.
Как в Emirates NBD?
По словам источника Forbes на банковском рынке, Julius Baer — не первый швейцарский банк, который применяет усиленный комплаенс в отношении российских и белорусских клиентов. Собеседник отмечает, что Credit Suisse и UBS «начали активно всех трясти еще в конце прошлого года» после того, как руководители банков провели собрание с представителями местного регулятора. При этом у разных банков были разные технические возможности, поэтому кто-то начал заморозку активов раньше, а кто-то — позже, рассказывает он.
Решение о заморозке активов россиян Julius Baer принял после сообщения от Euroclear в апреле 2023 года с требованием о соблюдении санкционных ограничений против граждан России и Белоруссии, сказано в письме клиентам.
Руководитель корпоративной практики КБК Груп Арина Акимова отмечает, что Euroclear ссылается на регламент Совета Европейского Союза от 25 февраля и 9 марта прошлого года, в которых центральным депозитариям ЕС запрещается проводить для граждан России и Белоруссии (или проживающих там) любые операции по ценным бумагам, выпущенным после 12 апреля 2022 года. Этот запрет касается и компаний, учрежденных в России и Белоруссии.
В своем заявлении от февраля 2023 года Julius Baer отмечал, что не зарегистрировал каких-либо кредитных убытков, непосредственно связанных с ситуацией вокруг России и Украины в прошлом году. Но при этом банку пришлось перевести в другие категории активы на 2,2 млрд франков ($2,4 млрд) в основном из-за их заморозки и других ограничений в результате российско-украинского конфликта.
В апреле Forbes сообщал, что заморозку инвестиционных счетов граждан России начал второй по размеру банк ОАЭ — Emirates NBD (ENBD). Схема была абсолютно идентичной: по обращению Euroclear банк изолировал инвестиционные счета и заморозил активы на них. Центральный депозитарий Казахстана также начал похожий процесс с инвестиционными счетами держателей из России и Белоруссии, объяснив это требованиями европейских депозитариев Euroclear и Clearstream, писал Forbes в конце апреля.
Зачем все это?
Изоляция инвестиционных счетов российских клиентов в зарубежных банках началась еще в прошлом году — эта процедура проводится по требованию Clearstream и Euroclear из-за санкций. Руководитель санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere Андрей Тимчук говорит, что без процедуры обособления счетов россиян европейские депозитарии не могут увидеть, кому именно принадлежат активы, они видят лишь общий массив информации от швейцарского банка.
Соответственно, без изоляции активов россиян или белорусов депозитарий не в состоянии впоследствии заблокировать их для исполнения санкций. Поэтому Euroclear и Clearstream требуют от своих клиентов — прочих депозитариев — выделить активы россиян и белорусов, чтобы можно было контролировать исполнение санкций.
Требование о выделении активов инвесторов из России и Белоруссии действует с прошлого года, но сейчас к этой процедуре европейские депозитарии и иностранные контрагенты стали относиться более внимательно, поскольку для них вырос риск попасть под ограничения за помощь в обходе санкций, объяснял ранее Forbes старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. При этом исполнение требований европейских депозитариев на практике зависит от политики каждого конкретного банка.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.