Швейцарский референдум о суверенных деньгах: пробуждение к реалиям системы частичного банковского резервирования?
- дата: 6 июля 2018 (источник от 12 июня 2018)
В воскресенье, 10 июня 2018 г., швейцарский электорат голосовал на референдуме, призывающем запретить коммерческим банкам страны создавать деньги. В стране, славящейся на весь мир своей банковской отраслью, это достаточно интересный поворот событий.
Референдум, известный как инициатива за суверенные деньги, или «Vollgeld», был представлен швейцарскому электорату в форме «народной инициативы». Референдум за суверенные деньги предлагал запретить швейцарским коммерческим банкам создавать деньги из воздуха, как они делают сейчас, чтобы в будущем полномочиями по созданию денег обладал только швейцарский центральный банк. Под концепцией суверенных денег подразумеваются деньги, эмитируемые или создаваемые государством или центральным банком.
Народные инициативы
Инициативу выдвинула и отстаивала швейцарская группа (Monetäre Modernisierung MoMo), учрежденная с целью осуществить в Швейцарии денежную реформу в виде предложения о суверенных деньгах. Согласно сторонникам предложения, инициатива была выдвинута в качестве реакции на финансовый кризис 2008-2009 гг. и рост уровня создания долга коммерческими банками, наблюдавшийся с тех пор.
Инициатива Vollgeld
Исходя из объявленных в воскресенье вечером официальных результатов референдума Vollgeld, 24.3% проголосовало за инициативу и 75.7% – против. Поскольку опросы накануне референдума прогнозировали такой исход, никто и не ожидал поддержки предложения о суверенных деньгах большинством. Тем не менее в ходе референдума было отдано 1,821,835 действительных голосов, и 442,387 швейцарских граждан поддержали предложение, а это внушительная цифра, показывающая, что, по крайней мере в Швейцарии, существует растущее беспокойство насчет того, как деньги в современных банковских системах с частичным обеспечением создаются из воздуха.
Имея одну из самых эффективных систем прямой демократии в мире, Швейцария известна своими частыми референдумами по различным аспектам швейцарского законодательства, и швейцарские народные инициативы позволяют швейцарским гражданам создавать петиции с предложениями об изменениях в законодательстве. Хотя в Швейцарии возможны народные инициативы на уровне кантонов и общин, референдум за суверенные деньги представлял собой инициативу на федеральном уровне, нацеленную на изменение формулировок в швейцарской федеральной конституции.
Для того чтобы федеральная народная инициатива в Швейцарии вышла на стадию референдума, сторонники инициативы должны собрать в ее поддержку 100,000 действительных подписей швейцарского электората в течение 18-месячного периода. В случае инициативы за суверенные деньги сбор подписей был завершен в декабре 2015 г., когда федеральному правительству было предоставлено более 110,000 действительных собранных подписей, что позволило предложению перейти на следующую стадию. Многие швейцарские народные инициативы не заходят дальше стадии сбора подписей, так как не получают достаточной поддержки среди электората. Таким образом, успех инициативы за суверенные деньги в получении сильной исходной поддержки также показывает, что среди швейцарского населения существовала готовность вынести вопрос о коммерческих банках на официальный референдум.
Поскольку она фактически предлагала запретить коммерческим банкам частичное обеспечение и вернуться к более твердой денежной системе, инициатива за суверенные деньги в преддверии голосования привлекла немало внимания швейцарских финансовых СМИ, в связи с чем вспоминается швейцарский референдум 2014 г. на тему швейцарских золотых резервов и их мест хранения, также в то время привлекший широкое общественное внимание.
Тем не менее, поскольку Федеральный совет Швейцарии (правительство), швейцарский парламент и Национальный банк Швейцарии (НБШ) (швейцарский центральный банк) выступили против предложения о суверенных деньгах, как было и в случае швейцарского референдума о золоте в 2014 г., позиция институтов государственной власти безусловно помогла отвернуть швейцарское общественное мнение от голосования за предложение о суверенных деньгах. Другие заинтересованные стороны, такие как Ассоциация банкиров Швейцарии, также предсказуемо отвергли инициативу.
Из воздуха
Хотя большинство людей об этом не знает, большая часть денег в современной глобальной финансовой системе создается не центральными, а коммерческими банками. Коммерческие банки создают деньги в неограниченных количествах, выдавая кредиты и создавая долги, значащиеся затем как «активы» в их балансовом отчете.
Когда коммерческие банки создают деньги посредством превращения кредитов в балансовые активы, они также создают депозиты. Будучи обязательствами коммерческого банка, эти депозиты лишь частично обеспечены активами банка, откуда и произошел термин «банковское дело с частичным обеспечением.
UBS Швейцария
Согласно сторонникам суверенных денег, электронные деньги и «балансовые деньги», созданные коммерческими банками и записанные на коммерческих банковских счетах, составляют около 90% швейцарской денежной массы, и лишь около 10% швейцарской денежной массы состоит из законных платежных средств, эмитируемых швейцарским центральным банком. Они также утверждают, что создание денег коммерческими банками неконституционно, поскольку в статье 99 швейцарской конституции говорится, что «за деньги и валюту ответственна Конфедерация».
Вкратце, инициатива Vollgeld выступала за следующее:
- Швейцарские коммерческие банки больше не должны иметь возможности создавать собственную валюту из воздуха, т. е. не должны иметь возможности создавать депозиты, ссужая деньги, созданные из воздуха.
- Только швейцарский центральный банк должен иметь возможность эмитировать электронные деньги для обеспечения депозитов. Отсюда следует, что НБШ должен обладать исключительной ответственностью за создание денег в Швейцарии, как наличных в обращении, так и электронных денег на коммерческих банковских счетах.
- Коммерческие банки должны ссужать только уже существующие деньги, например, деньги с долгосрочных сберегательных счетов, деньги рыночных фондов или фондов, напрямую финансируемых НБШ.
- Центральный банк должен иметь возможность выпускать в обращение не обремененные долгом новые деньги, эмитируя их Швейцарской Конфедерации, кантонам, местным властям и гражданам.
Согласно сторонникам суверенных денег, создание денег коммерческими банками ведет к ряду проблем, влияющих на реальную экономику, таких как кредитные пузыри, усугубляющие кредитные циклы бумов и спадов, а также чрезмерная инфляция. Коммерческие банки также наживаются как на возможности создавать кредиты из воздуха, так и на возможности создавать деньги для собственных финансовых потребностей. Так банковский сектор получает несправедливое преимущество (т. е. привилегию) над другими секторами экономики.
Возвращение к полностью суверенному процессу создания денег, согласно приверженцам инициативы, приведет к более стабильной банковской системе, будет предотвращать пузыри активов, панические снятия коммерческих банковских вкладов, дотации и банковские крахи, а также устранит необходимость в страховании вкладов, так как все деньги будут эмитированы центральным банком и депозиты не будут частично обеспеченными. Сторонники Vollgeld также утверждали, что если НБШ будет обладать монополией на создание денег, он сможет получать прибыль от сеньоража, т. е. возможности создавать ценные деньги при очень низких издержках. Сейчас, не создавая большую часть денег в швейцарской экономике, НБШ лишен этой прибыли с сеньоража.
Швейцарский центральный банк отреагировал на инициативу Vollgeld в типичной для центральных банков манере, сославшись на повышенный риск, большую неопределенность, более жесткие кредитные условия, повышенную неэффективность суверенной денежной системы и сокращение инструментов и гибкости денежной политики. Некоторые из этих опасений, возможно, обоснованы, но другие – нет.
Если бы предложение Vollgeld было утверждено, это безусловно привело бы к краткосрочной волатильности в швейцарской банковской системе и на более обширных валютных рынках, а также к долгосрочному беспокойству в банковских секторах других стран из страха роста призывов к похожим изменениям в этих странах. Но поскольку пока ни одна страна не пробовала вернуться к суверенной денежной системе, неясно, насколько большой риск может повлечь за собой такое изменение.
Возможно, верно, что если все деньги будут создаваться центральным банком, центральный банк будет менее эффективным в использовании процентных ставок для регулирования инфляции (посредством уровня банковского кредитования), и ему придется сосредоточиться на установлении ориентиров количества денег в обращении (денежное таргетирование). По мнению НБШ, это был бы шаг назад.
Credit Suisse
Результаты референдума
Швейцарские федеральные референдумы народных инициатив основаны на концепции «двойного большинства», где для победы в референдуме большинство всех голосов должны быть за предложение и результаты голосования в большинстве швейцарских кантонов также должны быть за предложение. Хотя в Швейцарии 26 кантонов, из-за исторических расколов шесть из них считаются полукантонами в плане своих выборных полномочий, так что получается 20 полных кантонов и еще эквивалент 3 полных кантонов, итого 23 кантона.
Согласно результатам референдума на сайте Швейцарской Конфедерации, из 1,821,835 действительных голосов, отданных на референдуме, 442,387 голосов (24.3%) были за инициативу за суверенные деньги и 1,379,448 (75.7%) – против. Все 26 кантонов (или 23 эквивалентных кантона) проголосовали против инициативы, причем почти во всех кантонах голосов «за» было в 3 раза больше, чем «против». Другими словами, от 70% до 80% проголосовавших сказали предложению «нет». Соответственно, почти во всех кантонах за предложение голоса отдало от 20% до 30% проголосовавших.
Явка была достаточно низкой, составив всего 33.8% швейцарского электората. В таких голосованиях за народные инициативы многие швейцарские избиратели голосуют заранее по почте, так что результаты обычно известны достаточно быстро после завершения голосования.
Реакция
В ответ на результаты референдума НБШ, выступавший против предложения референдума, опубликовал короткое заявление, где говорилось:
«Принятие инициативы за суверенные деньги существенно усложнило бы НБШ выполнение его полномочий. Поскольку условия не изменились, НБШ сможет поддерживать свою денежную политику по обеспечению стабильности цен».
Швейцарский центральный банк
Неудивительно, что Ассоциация банкиров Швейцарии также радостно встретила итоги референдума, назвав план суверенных денег «радикальным изменением денежной системы»:
«Швейцарский электорат однозначно отбросил радикальное изменение денежной системы. Существующая денежная и финансовая система функционирует хорошо и стабильно. Ассоциация банкиров Швейцарии приветствует решение народа и кантонов».
В ответ сторонники инициативы за суверенные деньги остались неуступчивыми, заявив:
«Несмотря на кампанию замешательства и страха, возглавленную нашими оппонентами, и дезинформацию, предоставленную Федеральным советом и НБШ… итоги достойны уважения и показывают, что многие швейцарцы поняли, что создание денег частными коммерческими банками ведет к многочисленным проблемам.
То, что частные коммерческие банки продолжают подвергать опасности наше благосостояние, создавая деньги из ничего, неприемлемо. Кроме того, серьезный вызов швейцарской денежной системе и глобальной экономике бросают технологические инновации, такие как криптовалюты.
Многие из тех, кто своим голосом сказал «нет», проголосовали против искаженной картины инициативы за суверенные деньги, сообщенной им властями и банковским лобби. Таким образом, результаты референдума нельзя толковать как одобрение приватизации создания денег в Швейцарии».
Кампания Vollgeld
Заключение
Хотя средний человек с улицы мало, а то и вовсе ничего не знает о том, как создаются деньги в современных финансовых системах, и ошибочно полагает, что все деньги – это деньги центрального банка, швейцарская инициатива за суверенные деньги впечатляет тем, что она повысила осведомленность общественности, по крайней мере в Швейцарии, касаемо того, как на самом деле функционируют банковские системы с частичным обеспечением и как коммерческие банки создают большую часть денег в финансовой системе из воздуха.
В 2016 г. Monetäre Modernisierung (MoMo), сторонники инициативы Vollgeld, подчеркнули, что проведенный в Швейцарии опрос обнаружил, что 73% швейцарского населения ошибочно считает, что большую часть швейцарских денег создает швейцарское государство или центральный банк, а не швейцарский коммерческий банковский сектор.
Тем не менее в стране с примерно 5.3 млн избирателей способность собрать 110,000 подписей для продвижения предложения о суверенных деньгах до стадии референдума показывает, что швейцарцы сейчас становятся лучше проинформированными о том, как на самом деле работает система создания денег. Аналогично, предложение о суверенных деньгах поддержало целых 440,000 проголосовавших, что, несомненно, вызовет обеспокоенность в высших эшелонах НБШ и Ассоциации банкиров Швейцарии.
Поскольку инициатива за суверенные деньги предполагала полную централизацию процесса создания денег в руках НБШ, она находится на противоположном конце спектра относительно полностью децентрализованных форм денег, таких как криптовалюты. Но суверенные деньги и криптовалюты объединяет то, что они исключают коммерческие банки из процесса создания денег, и теперь коммерческим банкам теоретически придется сражаться на нескольких фронтах. Поскольку децентрализованные криптовалюты также стремятся исключить из уравнения центральные банки, и некоторые центральные банки в ответ намекают на выпуск собственных криптовалют, эти криптовалюты центральных банков могут стать еще одной формой суверенных денег, с которой коммерческим банкам в будущем, возможно, придется считаться.
В связи с дискуссиями вокруг банковских систем с частичным обеспечением также вспоминается система торговли с частичным обеспечением, действующая на Лондонском рынке золота, где ежедневно торгуются огромные количества несуществующего синтетического золота, зачисляемого на нераспределенные счета в слитковых банках – членах Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (London Bullion Market Association (LBMA)). Но, к сожалению, Лондонский рынок золота остается охраняемым анклавом, защищенным от подрывного внимания прямой демократии, и мало надежды хотя бы на то, что финансовые СМИ осмелятся расследовать, почему на золотом рынке действует отягощенная кредитом золотая торговая система с частичным обеспечением.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.