Воскресенье с Александром Лежавой: «И снова удивительное рядом»

За последнее время мы как-то начали привыкать к тому, что экономика западных стран и особенно их финансы приобрели и все больше приобретают, мягко говоря, странные формы. Одни отрицательные ставки по депозитам в европейских странах чего стоят. Из инструмента, оценивающего риски вложений в те или иные активы, действия центральных банков превратили их в механизм выкачивания средств у населения, перекачивающий сбережения обычных людей  в карманы банкиров и властей. Поскольку на вершине этих пирамид стоят центральные банки и правительства, именно они, а не широкие слои общества являются главными выгодоприобретателями данных схем.

Запад Западом, но, как говорится, у советских - собственная гордость, на буржуев смотрим свысока. Тем более, что правительство и центральный банк у нас тоже имеются. Поэтому возникает интересный вопрос: а как с процентными ставками дела обстоят у нас? На первый взгляд, все вроде бы выглядит неплохо. Ключевая ставка Банка России с 03.08.2015 – 11%, ставка привлечения ЦБ средств у коммерческих банков на ночь – 10%, а по размещению средств им с того же момента – 12%. Так что все выглядит вполне красиво. Никакого минуса, один только сплошной плюс.

Есть, правда, несколько моментов, которые как-то не вписываются в эту картину всеобщего благолепия. Первый из них – это инфляция. В декабре месяце она была определена Банком России в 12,9%. Президент РФ в своем недавнем интервью сказал, что такая инфляция была по всему 2015 году. С учетом того, что в ноябре она была 15%, для обычного человека совершенно непонятно, за счет чего она так внезапно снизилась. Разумным представляется лишь одно объяснение: она должна  была соответствовать прогнозным показателям, вот и «упала» ниже 13%. Статистика, в конце концов, великая сила. Но да ладно, нам ли ставить под сомнение истинность слов гаранта и поощряемого им Банка России. Ведь и 12,9% - это, если разобраться, тоже более чем достаточно.

Для Банка России привлечение средств под 10% и размещение под 12% - это прямой доход. На ровном месте он зарабатывает 2%. Классный бизнес. Мы сидим, а денежки идут, как говорилось в одной рекламе девяностых годов. Если же посмотреть на это под несколько иным углом, то картина начинает выглядеть несколько иначе.  При инфляции в 12,9% размещение средств под 12% убыточно по определению. Фактически эти имеющиеся в распоряжении Банка России средства приносят чистый убыток. На каждые вверенные этой конторе 1000 рублей она дает за год 9 рублей убытка, фактически проедая их. Для банков, решившихся разместить средства в ЦБ, ситуация еще хуже, и они оказываются в минусе уже на 2,9% за год. Но и это еще полбеды.

Гораздо хуже для всех участников рынка то, что регулятор в лице Банка России замаскированными под экономические, но фактически административно-командными методами вынуждает банки привлекать средства вкладчиков по ставкам, которые существенно ниже уровня инфляции. Интересующиеся могут посмотреть эту информацию на сайте ЦБ в разделе «Базовый уровень доходности вкладов». Максимальная базовая ставка по рублям на срок от 181 дня до года на январь 2016 года равна 11,268% (На остальные сроки она еще ниже.). Или на 1,6% ниже официального уровня инфляции. Именно на таких усредненных максимальных условиях привлекают средства населения банки, на которые приходится две трети вкладов граждан. Все остальные могут накинуть еще от силы пару процентов, но в любом случае они все равно окажутся ниже уровня инфляции.

Если же коммерческий банк рискнет повысить ставку больше, чем полагает правильным Банк России, то его либо заставят платить повышенные отчисления в Агентство по страхованию вкладов, либо могут прислать предписание, ограничивающее его возможности по привлечению средств физических лиц, а то и вовсе приостанавливающее право на проведение данных операций. То, что это не рыночные методы, никого во властных высях естественно не волнует. Как и то, что подобными методами обычные коммерческие банки оказываются ограниченными, а то и вовсе лишенными доступу к ресурсам, которые они могли направить на кредитование реального сектора экономики, прежде всего малого и среднего бизнеса, который крупным банкам совершенно неинтересен.

Однако и это ни властям, ни центральному банку совершенно не нужно. В условиях сокращающейся кормовой базы они, похоже, считают, что гораздо важнее расчистить поляну от любых маломальских конкурентов, лишь бы сохранить на плаву нежизнеспособных, но таких близких к властным кругам банковских монстров. Для этого хороши все средства. Могут сказать, что это не более чем внутрибанковская грызня, от которой обычному человеку ни жарко, ни холодно. К сожалению, это не так. Ликвидируя такими методами конкуренцию, регулятор искусственно создает условия для еще более беззастенчивого ограбления обычных вкладчиков, позволяя крупным банкам еще больше понижать ставки привлечения средств в депозиты. В результате вкладчик хоть и получает проценты, но проигрывает на основной сумме капитала, поскольку ее покупательная способность относительно реальных товаров снижается больше, чем это могут компенсировать банковские проценты. И если отрицательные ставки по депозитам на Западе в размере -0,25%, - 0,5% или -0,75% воспринимаются как скверный анекдот, то как следует относиться к нашей внутренней эффективной ставке в -1,6% или еще ниже? И это для двух третей всех вкладов. Как следует реагировать на поощрение руководства Банка России действующей властью и сами действия руководителей Банка России?


Хотя, это вопрос несомненно риторический. Ведь возглавляет нынешний Банк России не кто-нибудь, а сама Эльвира Набиуллина, которую уважаемый в определенных кругах журнал Euromoney назвал лучшим руководителем национальных банков 2015 года. Судя по всему, за ее действия  в качестве главы Банка России во второй половине 2014-го и в 2015 году. Таким образом, она стала третьим представителем России, столь высоко оцененным этим журналом. До нее такой чести удостаивались лишь два министра финансов России. В 1997 году первым стал Анатолий Чубайс, получивший наименование «лучшего» в преддверии финансового кризиса 1998 года, а вторым в 2010 году – Алексей Кудрин, предпочитавший хранить российские средства от продажи нефти и прочего в обесценивающихся американских государственных облигациях и всеми доступными ему силами помогать восстановлению американской, а не российской экономики. Так что компания «лучших» подобралась вполне достойная друг друга. Какие-то дополнительные комментарии здесь, вероятно, излишни.

Ах да, чуть не забыл. Естественно всю информацию по процентным ставкам можно найти на сайте Банка России.

В завершение данной заметки хотелось бы отметить два момента. Представляется, что все эти действия, направленные на ограбление населения, которые продвигает и отстаивает руководство Банка России, коренным образом расходятся с подлинными интересами российского общества и самых широких слоев населения. В подобных условиях можно лишь порекомендовать обычным гражданам иметь с банками как можно меньше дел и держаться от современной банковской системы как можно дальше. И пусть каждый сам ответит для себя на один чрезвычайно простой вопрос: действия Банка России в современных условиях – это глупость или измена?

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.