Воскресенье с Александром Лежавой: «И вновь, и вновь о кризисе»
- дата: 23 октября 2016 (источник от 21 октября 2016)
Современный мир представляет собой место, где все больше царят нестабильность и риски всех возможных сортов и оттенков. При этом практически нет ни одной ведущей страны, которая по совокупности накопленных проблем не представляла бы собой пороховую бочку. Причем фитили к ним уже тлеют, и вся разница заключается лишь в скорости их горения. Поэтому предсказать, где рванет быстрее довольно сложно. Проявлений этого масса: и Англия, и Сирия со всем Ближним Востоком, и Германия с ее «Дойчебанком», и итальянская банковская система, и США с полностью оторвавшимися от реальности и загнанными наверх фондовыми индексами, а также грядущими выборами, и деградирующие на протяжении многих месяцев мировая торговля и промышленность и так далее.
Все это действительно имеет место быть, но, представляется, это лишь симптомы или проявления гораздо более глубокой болезни, о которых средства массовой (дез)информации стараются не говорить. Все эти темы в значительной степени нужны лишь для одного, чтобы отвлечь внимание общества от главной фундаментальной проблемы, которая так и осталась неразрешенной после острой фазы кризиса 2008 года. Это проблема глобального долга и построенного на нем карточного домика из бумажных необеспеченных валют.
За прошедшие восемь лет существовавшие до кризиса 2008 года проблемы не только не были разрешены, но и многократно увеличились в своих размерах. Система ценообразования оказалась окончательно разрушенной, и сейчас невозможно объективно оценить стоимость того или иного товара, включая человеческий труд. Центральные банки всего мира ударно потрудились за эти годы, выполняя две основные задачи, стоявшие перед ними. Первая и самая главная из них заключается в конфискации как можно большего богатства из рук обычного населения и перераспределение его в руки узкой группы находящихся при власти конкретных физических лиц. Вторая – это максимальный выигрыш времени до следующей острой фазы кризиса с целью решения первой задачи, поскольку новую острую фазу кризиса современная финансово-банковская система может уже и не пережить.
Для решения этих задач используются самые
разнообразные методы и средства. Все зависит от конкретных условий. Это и
разнообразные варианты «количественных смягчений», и программы стимулирования
экономики, ориентированные на узкую группу лиц, и увеличение налогового
бремени, высокая инфляция и низкие, в том числе нулевые и отрицательные
процентные ставки для других, тех, кто представляет собой подавляющее
большинство населения. Однако, и те, и другие методы оказываются эффективными
лишь на какое-то непродолжительное время, по истечении которого подходит время
расплаты.
Ключевые вопросы как были, так и остаются предельно простыми: что будет с долгом, который невозможно погасить, и какая после этого судьба ждет основную мировую резервную валюту, базирующуюся на этом самом долге и, как следствие, страну, выпускающую ее. Что касается долга, то возможны лишь два варианта: либо дефолт, то есть, отказ от всех своих обязательств, либо печать необеспеченной бумажной валюты в таких объемах, чтобы выраженный в ней номинальный долг практически обнулился. И тот, и другой вариант ведут к одному и тому же конечному результату – полной потере доверия к необеспеченной бумажной валюте и тем, кто стоит за ее выпуском. А это правительство и Федеральный резерв США.
Поскольку они числятся ведущей экономической державой в мире, последствия подобного развития событий представляются вполне очевидными. Это полная потеря доверия к бумажным необеспеченным валютам как таковым и всей существующей системе центральных банков, включая в том числе и такие наднациональные институты как МВФ, Всемирный банк и Банк международных расчетов, с рядом крайне неприятных вопросов к тем, кто занимает и занимал в них руководящие посты. Попытки заменить американскую валюту в качестве мировой резервной валюты на специальные права требования (СДР), выпускаемые МВФ, несмотря на начавшиеся попытки продвинуть эту идею в жизнь, вряд ли окажутся удачными, поскольку и этот суррогат ничем не отличается от того, что используется ныне.
В силу возможных масштабов катастрофы уйти от ответа на вопрос «Кто виноват?» и ответственности за свои действия им в этот раз вряд ли удастся. Поэтому им и их кукловодам остро необходим кто-то, на кого они могли бы попытаться перевесить свою ответственность за надвигающийся крах. Это вполне в духе мировосприятия тех, кто реально отвественен за происходящее. Их судорожные метания в поиске кого-то, кого можно было бы назначить виновным, в итоге ведут к росту рисков и нестабильности в мире, а готовность развязывать новые войны и организовывать революции, чтобы не допустить изменений существующего порядка, увеличивает их многократно. Остается лишь надеяться, что их чувство самосохранения все-таки возьмет верх, и дело не дойдет до большой драки.
Вопрос о долге и базирующихся на нем бумажных необеспеченных валютах был и остается фундаментальным вопросом, который должен быть разрешен в результате кризиса, начавшегося в 2008 году. Как это бывало уже не раз в человеческой истории, на смену реально ничего не стоящим фантикам придут твердые обеспеченные деньги, в роли которых исторически выступали физические драгоценные металлы – золото и серебро. Вместо безумной современной «экономической» псевдонауки, направленной на объяснение и оправдание жульнического перераспределения общественного богатства, придет ориентированный на развитие и повышение благосостояния общества здравый экономический смысл. И чем быстрее это произойдет, тем с более высокого уровня может начаться восстановление мировой экономики, а те, кто покупал и покупает золото и серебро, делает задел на будущее, поскольку именно эти люди скорее всего примут участие в перезапуске мировой экономики и дадут старт ее возрождению и новому развитию.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.