Воскресенье с Александром Лежавой: «Из обслуги в контролеры»
- дата: 16 сентября 2018 (источник от 13 сентября 2018)
В последние годы по мере дальнейшего развития
различных механизмов безналичных расчетов власти и центральные банки во все
большей степени возлагают на банки разнообразные контрольные функции. Цель всех
этих мероприятий проста и понятна: власть через полностью подконтрольные ей
финансовые институты хочет знать обо всем, что делают ее подданные, и проще
всего это сделать, контролируя их доходы и расходы.
Уже сегодня банки могут по своей воле (или прихоти) отказать клиенту перевести
принадлежащие ему средства на счет в другом банке или выдать их ему наличными,
потребовав с него массу документов, с помощью которых тот должен подтвердить,
что не сделал и не делает ничего противозаконного. Удовлетворят ли
представленные документы банк или нет, решают его сотрудники, заменяя тем самым
сразу целый ряд государственных органов.
Если немного задуматься, то в текущей обстановке службы финансового мониторинга
банков одновременно выполняют функции правоохранительных и налоговых органов,
выясняя откуда у клиента появились средства, заплатил ли он налоги, и на что он
их потратит, судебные органы, исполняя роли обвинителя и судьи и в меньшей
степени адвоката и присяжных и вынося свое решение – исполнять или нет
поручение клиента, а зачастую и палача, вынося клиентам свой приговор вроде блокировки
средств, закрытия счета и присвоения им «черной метки» без какого-либо
уведомления их об этом, поскольку это официально запрещено делать.
Зададимся вопросом: а насколько присущи банкам такие контрольные функции? Ответ
на этот вопрос предельно прост: это вообще не их дело.
Мало кто из клиентов банков (а это в настоящее время практически все население)
задумывается о том, к какой сфере экономики относятся банки. Если задать им
этот простой вопрос, то скорее всего подавляющее большинство ответит, что к
финансовой. Ответ верный, но неполный, поскольку выделяет довольно узкий сектор
из гораздо большего сегмента. Есть две основные сферы человеческой деятельности
– это сфера производства и сфера обслуживания, и банки всегда на протяжении
всей человеческой истории относились именно к сфере обслуживания, потому что
ничего кроме услуг не производили.
Банки обслуживали и продолжают обслуживать своих клиентов. Однако есть заметное
отличие между тем, что было еще каких-то 15 – 20 лет назад, и тем, во что банковская
отрасль превратилась сейчас. Если тогда банки выполняли позитивную роль в
качестве инструмента, стимулирующего максимально эффективное развитие
экономики, то теперь они во все большей и большей степени играют роль
инструмента контроля и давления на нее и ее участников. Особенно наглядно это
проявляется в деятельности приближенных к власти окологосударственных банков.
В этом их принципиальное отличие от банков коммерческих, для которых
возлагаемые на них центральным банком и властью контрольные функции являются
тяжелым экономическим бременем, отвлекающим на это существенные людские,
финансовые и материальные ресурсы. Вместо того, чтобы заниматься своим основным
делом - экономическим стимулированием роста обслуживаемых ими клиентов, они
вынуждены всячески ограничивать и себя, и активность своих клиентов, поскольку
рискуют за малейшую «провинность», обнаруженную на ровном месте центральным
банком потерять свою лицензию. Этим они принципиально отличаются от
окологосударственных банков, для которых законы хоть и писаны, но живущих по
своим собственным правилам, лишний раз подтверждая тем самым принцип,
сформулированный Б.Муссолини: «Друзьям – всё, народу – закон».
Как это ни парадоксально, но происходящие с подачи центрального банка и властных кругов перемены в банковском секторе наглядно демонстрируют прежде всего деградацию самой власти. Необходимость возлагать все больший перечень контрольных функций на банки означает лишь одно: нынешние государственные органы – правоохранительные, налоговые, судебные и прочие – не только неспособны эффективно решать стоящие перед ними задачи, но и их эффективность продолжает из года в год устойчиво и неуклонно снижаться.
Рост контрольных функций со стороны банков одновременно повышает и риски
ведения предпринимательской деятельности для всех участников рынка. В подобной
обстановке стоит ожидать дальнейшего снижения предпринимательской и коммерческой
активности (особенно в сфере малого бизнеса, усиленно вытесняемого с
экономического поля центральным банком, властью и крупным бизнесом) и повышения
уровня прибыли в том самом банковском секторе. Вытесняя из жизни реальный
бизнес, приближенные к власти банки во все большей степени концентрируют свои
доходы и прибыли в финансово-биржевом, то есть, чисто спекулятивном сегменте.
Это ничто иное как путь к катастрофе.
Риски современной финансовой системы неуклонно растут, и это особенно наглядно
видно в последние 10 лет, прошедшие с начала первой волны глобального
финансово-экономического кризиса. Тогда он так и остался неразрешенным, что
делает его вторую уже накатывающуюся волну еще более опасной и разрушительной.
Чтобы если и не совсем избежать, то хотя бы как-то минимизировать ее
разрушительные последствия, стоит держаться от современной банковской системы
настолько далеко, насколько это возможно, и хранить свои сбережения не в
выпускаемых центральными банками любых стран бумажных фантиках как наличных, так
и безналичных, а в реальных активах, находящихся за пределами банковской
системы, наиболее надежными из которых являются твердые обеспеченные деньги –
физическое золото и серебро.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.