Воскресенье с Александром Лежавой: «Из обслуги в контролеры»

банки

В последние годы по мере дальнейшего развития различных механизмов безналичных расчетов власти и центральные банки во все большей степени возлагают на банки разнообразные контрольные функции. Цель всех этих мероприятий проста и понятна: власть через полностью подконтрольные ей финансовые институты хочет знать обо всем, что делают ее подданные, и проще всего это сделать, контролируя их доходы и расходы.

Уже сегодня банки могут по своей воле (или прихоти) отказать клиенту перевести принадлежащие ему средства на счет в другом банке или выдать их ему наличными, потребовав с него массу документов, с помощью которых тот должен подтвердить, что не сделал и не делает ничего противозаконного. Удовлетворят ли представленные документы банк или нет, решают его сотрудники, заменяя тем самым сразу целый ряд государственных органов.

Если немного задуматься, то в текущей обстановке службы финансового мониторинга банков одновременно выполняют функции правоохранительных и налоговых органов, выясняя откуда у клиента появились средства, заплатил ли он налоги, и на что он их потратит, судебные органы, исполняя роли обвинителя и судьи и в меньшей степени адвоката и присяжных и вынося свое решение – исполнять или нет поручение клиента, а зачастую и палача, вынося клиентам свой приговор вроде блокировки средств, закрытия счета и присвоения им «черной метки» без какого-либо уведомления их об этом, поскольку это официально запрещено делать.

Зададимся вопросом: а насколько присущи банкам такие контрольные функции? Ответ на этот вопрос предельно прост: это вообще не их дело.

Мало кто из клиентов банков (а это в настоящее время практически все население) задумывается о том, к какой сфере экономики относятся банки. Если задать им этот простой вопрос, то скорее всего подавляющее большинство ответит, что к финансовой. Ответ верный, но неполный, поскольку выделяет довольно узкий сектор из гораздо большего сегмента. Есть две основные сферы человеческой деятельности – это сфера производства и сфера обслуживания, и банки всегда на протяжении всей человеческой истории относились именно к сфере обслуживания, потому что ничего кроме услуг не производили.

Банки обслуживали и продолжают обслуживать своих клиентов. Однако есть заметное отличие между тем, что было еще каких-то 15 – 20 лет назад, и тем, во что банковская отрасль превратилась сейчас. Если тогда банки выполняли позитивную роль в качестве инструмента, стимулирующего максимально эффективное развитие экономики, то теперь они во все большей и большей степени играют роль инструмента контроля и давления на нее и ее участников. Особенно наглядно это проявляется в деятельности приближенных к власти окологосударственных банков.

В этом их принципиальное отличие от банков коммерческих, для которых возлагаемые на них центральным банком и властью контрольные функции являются тяжелым экономическим бременем, отвлекающим на это существенные людские, финансовые и материальные ресурсы. Вместо того, чтобы заниматься своим основным делом - экономическим стимулированием роста обслуживаемых ими клиентов, они вынуждены всячески ограничивать и себя, и активность своих клиентов, поскольку рискуют за малейшую «провинность», обнаруженную на ровном месте центральным банком потерять свою лицензию. Этим они принципиально отличаются от окологосударственных банков, для которых законы хоть и писаны, но живущих по своим собственным правилам, лишний раз подтверждая тем самым принцип, сформулированный Б.Муссолини: «Друзьям – всё, народу – закон».

Как это ни парадоксально, но происходящие с подачи центрального банка и властных кругов перемены в банковском секторе наглядно демонстрируют прежде всего деградацию самой власти. Необходимость возлагать все больший перечень контрольных функций на банки означает лишь одно: нынешние государственные органы – правоохранительные, налоговые, судебные и прочие – не только неспособны эффективно решать стоящие перед ними задачи, но и их эффективность продолжает из года в год устойчиво и неуклонно снижаться.


Рост контрольных функций со стороны банков одновременно повышает и риски ведения предпринимательской деятельности для всех участников рынка. В подобной обстановке стоит ожидать дальнейшего снижения предпринимательской и коммерческой активности (особенно в сфере малого бизнеса, усиленно вытесняемого с экономического поля центральным банком, властью и крупным бизнесом) и повышения уровня прибыли в том самом банковском секторе. Вытесняя из жизни реальный бизнес, приближенные к власти банки во все большей степени концентрируют свои доходы и прибыли в финансово-биржевом, то есть, чисто спекулятивном сегменте. Это ничто иное как путь к катастрофе.

Риски современной финансовой системы неуклонно растут, и это особенно наглядно видно в последние 10 лет, прошедшие с начала первой волны глобального финансово-экономического кризиса. Тогда он так и остался неразрешенным, что делает его вторую уже накатывающуюся волну еще более опасной и разрушительной. Чтобы если и не совсем избежать, то хотя бы как-то минимизировать ее разрушительные последствия, стоит держаться от современной банковской системы настолько далеко, насколько это возможно, и хранить свои сбережения не в выпускаемых центральными банками любых стран бумажных фантиках как наличных, так и безналичных, а в реальных активах, находящихся за пределами банковской системы, наиболее надежными из которых являются твердые обеспеченные деньги – физическое золото и серебро.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.