Воскресенье с Александром Лежавой: «К вопросу о выкупе Сбербанка за счет Фонда национального благосостояния»
- дата: 16 февраля 2020 (источник от 12 февраля 2020)
Какая все-таки интересная у нас
жизнь. Правительство выкупит у Банка России акции крупнейшего банка страны. При
этом сделка обойдется более чем в 2,5 трлн. руб., которые правительство возьмет
не откуда-нибудь, а из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Причем для
того, чтобы придать хоть какую-то видимость легитимности этой схеме, власти
даже готовы срочно сварганить и принять соответствующий закон.
Предполагаемая операция интересна по целому ряду моментов, но обо всем по
порядку.
Итак, начнем с самого простого. Правительство Российской Федерации хочет
вывести из собственности Банка России, который, согласно действующему
законодательству (Закону о центральном банке), также является федеральной
собственностью, часть принадлежащего последнему имущества. Согласно ст.2 закона
о Банке России, «Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без
согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным
законом.»
Отсюда возникает предельно простой для обычного здравомыслящего человека
вопрос: Если может быть принят закон об изъятии принадлежащих Банку России
долей Сбербанка, то зачем той же законодательной ветви власти принимать опять
же закон о выкупе у Сбербанка этих акций, тем более по рыночной стоимости?
Кто-то может сказать, что вот, дескать, когда-то в давно прошедшие времена
акции Сбербанка Банк России мог выкупить, поэтому рыночная сделка по обратному
выкупу отвечает требованиям времени. Однако нигде нет информации о том, что
Банк России, когда получал в свое распоряжение контрольный пакет акций
Сбербанка, заплатил за них хоть ломаный грош. В 1991 году акции Сбербанка
просто перешли в собственность Банка России. Так с какой стати, если они тогда
бесплатно перешли в его собственность, теперь хотят обратно их выкупать?
Также как их передавали центральному банку в 1991 году, они, по здравому
размышлению, должны быть возвращены его прежнему владельцу – государству без
какого-либо выкупа. Если для этого нужен дополнительный закон, Государственная
Дума вполне способна его принять.
Другой не менее интересный момент этой схемы, иначе назвать ее не получается,
заключается в том, что правительство хочет выкупить акции Сбербанка за счет
средств Фонда национального благосостояния. Но что такое по своей сути
представляет этот фонд? Ответ на этот простой вопрос придает особую пикантность
предлагаемой схеме. Это часть механизма пенсионного обеспечения граждан
Российской Федерации на длительную перспективу.
Получается, что правительство хочет отнять еще часть средств у пенсионеров,
чтобы заплатить ими выкуп центральному банку за то, что когда-то передало ему
бесплатно.
В общем-то все прекрасно вписывается в общую логику. Пенсионный возраст
подняли, особой бузы не было, давайте теперь ФНБ поживимся, 2,5 триллиона
рублей – неплохие деньги. Тут тем более все гладко пройдет. Народ вряд ли
поймет, что происходит, особенно если обставить это словами о том, что все это
ничто иное как забота об этом самом народе правительства.
Нет особых сомнений, что кто-то из официальных пропагандистов скажет, что это
не более чем перекладывание средств из одного кармана государства в другой, так
что никто от этой схемы не пострадает, а все только выиграют. Правительство заплатит
Банку России 2,5 триллиона, а потом заберет эти средства как его прибыль.
Как свидетельствует исторический опыт, кое-какая правда в этом высказывании наверняка есть. Кто-то выиграет, но далеко не все. Что-то подсказывает, что большая часть этой суммы, если не вся, канет в недрах центрального банка. Ну, сами знаете, усушка, утруска, пересортица…. Платеж по сделке не означает, что для Банка России все 100% этой суммы будут представлять прибыль. Доход – да, но не прибыль.
Достаточно вспомнить, что в предыдущие годы Банк России сидел глубоко в
убытках. Это можно сказать ноу-хау лучшего центрального банкира, по мнению
западных коллег, когда выпускающий национальную валюту банк не просто
показывает убытки по итогам года, но и делает это на протяжении нескольких лет
подряд. Скорее всего и финансовые результаты 2019 года будут в годовом отчете
Банка России отрицательными. При этом и высшая законодательная, и высшая
исполнительная ветви власти не гонят руководителя этой структуры поганой метлой
за достигнутые результаты деятельности, а открыто поощряют такой подход,
ограничиваясь легкой и ничего не значащей критикой.
Если Банк России, как это следует из существующего закона, действительно
является федеральной собственностью, а не чьей-то иной, то подобная позиция
высших ветвей власти вызывает, мягко говоря, вопросы о том, насколько
добросовестно эта самая власть исполняет свои обязанности перед обществом.
Этот вопрос сам собой отпадает лишь в том случае, если Банк России только
формально числится федеральной собственностью, а в реальности принадлежит
совершенно иным конкретным людям. Причем таким, которым нынешняя российская
власть не может отказать и вынуждена выкупать у них вроде бы как свою
собственность. Но тогда говорить о том, что нынешняя российская власть – это
правительство суверенного государства, не приходится. Ее, вероятно, можно было
бы назвать туземной колониальной администрацией, но и только.
Поэтому схема с выкупом контрольного пакета Сбербанка правительством у Банка
России, как представляется, выглядит гораздо более многослойной, чем может
показаться на первый взгляд. Это гораздо больше похоже на выплату дани реальным
хозяевам центрального банка за счет российских пенсионеров, чем на какую-то
коммерческую операцию. Или как часто любит говорить сам центральный банк в лице
своих представителей: «У данной операции нет реального экономического смысла.»
От себя же можно добавить, что для общества - нет, но не для конкретных
физических лиц, принимающих участие в этой схеме, ведь схемы для того и нужны,
чтобы кто-то конкретный стал богаче за счет всех остальных членов общества.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.