Воскресенье с Александром Лежавой: «Немного о наличных»
- дата: 22 октября 2017 (источник от 20 октября 2017)
Возросшая в последний год активность в сфере криптовалют естественным образом привлекла к себе и повышенное внимание властей различных стран. Их подходы различаются самым кардинальным образом от «запретить и не пущать» до признания их законными платежными средствами. Некоторые особенно выдающиеся правительственные умы даже начинают выдумывать некие национальные криптовалюты вроде «крипторубля». В качестве обоснования выдвигаются такие глубокомысленные рассуждения, что «если не мы, то кто-нибудь из соседей непременно начнет» или вроде «переноса национальной валюты в цифровую сферу». Все это звучит, возможно, и красиво для совершенно постороннего от этой области человека, но у любого, обладающего элементарным здравым смыслом, должно вызывать глубочайшее изумление.
Причина тому крайне проста. Дело в том, что 90% валюты, что в стране, что в мире, существует прежде всего в безналичной или цифровой форме. Ежедневно в мире выполняются десятки и сотни миллионов безналичных платежей, в которых используется не какая-то криптовалюта, а самые обычные рубли, евро, иены, юани и прочие валюты, выпускаемые центральными банками различных стран на протяжении десятилетий. И делается это вполне успешно. Нужна ли для этого еще какая-то как в данном случае криптовалюта? В общем-то нет. Можно ли осуществлять безналичные расчеты с помощью традиционных валют, но более современных – в данном случае блокчейн – технологий? Можно. Необходима определенная модернизация уже существующих процессов, но и только.
Поэтому разгоревшийся ажиотаж вокруг криптовалют связан не столько с безналичными расчетами, сколько с альтернативными источниками финансирования, ростом их цен, выраженных в валютах центральных банков и… ведущейся на протяжении уже целого ряда лет борьбой властей и этих самых центральных и приближенных к ним транснациональных банков с наличными. Термин «криптовалюта» оказался красивой и привлекательной оберткой, с помощью которой заинтересованные лица стремятся полностью избавить население от наличности и перевести его на полностью безналичные расчеты под своим тотальным контролем. Не менее важным является и то, что банки будут избавлены от такого неприятного возможного явления как набег вкладчиков на банк.
Подобный метод защиты своих сбережений у клиентов банков был еще в те времена, когда все пользовались полновесными обеспеченными деньгами, а не эфемерной валютой центральных банков. Как только в надежности банка возникали сомнения, вкладчики бросались забирать свои деньги из подобного учреждения. Если сомнения были необоснованными, то банк или финансовая система выдерживали, если же нет, то разорялись. В качестве примера первого варианта развития событий можно привести Российскую империю, когда с началом русско-японской войны противники России организовали массированный набег вкладчиков на российские банки с требованием обменять бумажные кредитные билеты на звонкую монету. Российская финансово-банковская система это испытание выдержала достойно, полностью расплатившись со всеми желающими. Как только стало ясно, что рубль стоит крепко и уверенно, все сразу прекратилось. Что же касается второго варианта, то примеров этому и в прошлом, и в настоящем нет числа вне зависимости от страны или континента.
Самым свежим примером организации подобного «набега на банк» может служить Каталония, где сторонники ее независимости призвали население этого региона снимать максимально возможные суммы наличных в основных банках, расположенных там. Естественно это испанские банки, а, как учили классики, нет более верного способа подорвать государство, чем подорвать его финансовую систему. Именно поэтому в последние годы Россия, Китай и ряд других стран столь активно накапливают физическое золото, то есть, те самые наличные наднациональные деньги в их абсолютной форме, независящие от действий и прихотей их возможных противников.
Дело этим не ограничивается. Другим ярчайшим примером того, сколь важны наличные, может служить разрушенная двумя ураганами находящаяся в регионе Карибского моря Доминика. Отсутствие электричества привело к практически полному параличу безналичных расчетов. Товары и топливо есть, но оставшиеся без электричества и связи продавцы готовы отгружать их только за наличные, поскольку не имеют возможности осуществлять авторизацию безналичных сделок. Остров и численность его населения сравнительно невелики, но кто может дать гарантию того, что нечто подобное не может произойти в другом регионе с гораздо большей численностью населения. Достаточно хотя бы вспомнить аварию на одной из московских электроподстанций и связанные с ней последствия. Она имела сравнительно ограниченный эффект, затронув всего лишь треть или половину города, но что может произойти, если бы нечто подобное произошло в несколько больших масштабах, затронув не только всю Москву, но и область, не говоря о еще более широкомасштабных авариях или катастрофах? Единственное, чем можно было бы рассчитаться за товары и услуги, были бы именно наличные.
Как бы ни были привлекательны картинки полного отказа от наличных для властей, для населения сохранение наличных может быть важно не только потому, что это отчасти сохраняет личную свободу каждого, но и потому, что в критических ситуациях наличные могут оказаться тем единственным средством, с помощью которых можно будет приобрести жизненно необходимые товары и услуги, а наилучшими из наличных, когда обстановка принимает наихудший возможный оборот, по-прежнему остаются твердые обеспеченные деньги – физическое золото и серебро.
Комментарии 1
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.