Воскресенье с Александром Лежавой: «Низкие процентные ставки: хорошо или плохо?»

Достаточно часто представители правительства и центрального банка говорят о том, что необходимо добиваться снижения процентных ставок. Только так, по их словам, можно создать условия для того, чтобы банки кредитовали реальный сектор экономики, а когда это произойдет, то всем от этого сразу же будет становиться все лучше и лучше.

Так ли это в реальности? Да, но лишь отчасти. Действительно низкие ставки по кредитам делают средства доступными для более широкого числа участников рынка, но это лишь одна сторона медали. Другая заключается в том, что в условиях низких процентных ставок в выгоде остаются, в том числе, и компании способные существовать только на кредиты. Их деятельность экономически неэффективна, но дешевые заемные средства позволяют им «эффективно» существовать в течение длительного времени.

Другой группой пострадавших от низких процентных ставок являются те, кто разместил свои средства на депозитах в различных банках. Они получают по ним меньший доход, чем при условии более высоких ставок. Это вынуждает потенциальных вкладчиков искать более доходные, но при этом и более рискованные направления вложений. В современных условиях в качестве таковых можно рассматривать вложения на фондовом рынке или приобретение недвижимости с целью дальнейшего извлечения дохода. И то, и другое ведет к росту цен на этих площадках и фактически надуванию на них очередных «пузырей». Это ведет также и к усилению расслоения общества и повышению социальной напряженности.

Низкие процентные ставки ведут также к тому, что пенсионные фонды, размещающие средства в депозиты, недополучают доходы, что ведет к росту у них дефицита и снижает их возможности исполнять свои обязательства перед своими клиентами. Они также оказываются вынужденными рисковать располагаемыми средствами, вкладывая их в более рискованные, чем банковские депозиты, активы и рисковать не только своим будущим, а будущим их клиентов. Могут сказать, что эти средства также подпадают под действие системы страхования вкладов, так что если что-то и случится, то никто из клиентов фонда не пострадает. Проблема заключается в том, что они смогут получить то же количество рублей в номинальном выражении, но их покупательная способность в результате выплат АСВ в реальности окажется меньше, чем была бы в случае отсутствия крахов негосударственных пенсионных фондов, поскольку для затыкания образовавшихся дыр государству придется допечатывать новые суммы.

С учетом того, как в последние годы лихорадит государственную пенсионную систему и полной неясностью с государственным пенсионным обеспечением даже для тех, кто уже сейчас приближается к пенсионному возрасту, население оказывается вынуждено задумываться о том, как самостоятельно обеспечить себе нормальные условия жизни в зрелом возрасте. Поскольку далеко не все рассматривают для себя в качестве возможных вариантов формирования пенсионных накоплений вложения в акции, недвижимость, драгоценные металлы или какую-то экзотику вроде старинных автомобилей, предметов искусства или коллекционных вин, у них остается довольно небогатый выбор в виде наличных и/или депозитов в той или иной валюте или валютах.

С учетом низких процентных ставок по депозитам они оказываются в ситуации, когда им требуется основная сумма сбережений большего размера для того, чтобы обеспечить тот же самый уровень процентных поступлений. Это означает, что если они поставили перед собой такую цель и имеют возможность делать соответствующие накопления, то вместо того, чтобы тратить средства на текущее потребление, они оказываются вынужденными откладывать на будущее гораздо больше средств, чем могли бы в случае высоких процентных ставок.


Однако есть и еще один интересный момент в вопросе о том, хороши ли или плохи высокие процентные ставки. По большому счету величина процентной ставки принципиального значения не имеет. Гораздо более важным является соотношение процентной ставки и величины инфляции в той или иной конкретной валюте. Если у какой-то валюты инфляция за год равна 11,5%, а процентная ставка равна всего 8% годовых, то владелец размещенных в банке средств хоть и зарабатывает на процентах, но при этом теряет на сумме основного капитала. В итоге его финансовый результат по году будет составлять -3,5%. Если же у вас инфляция будет 4%, а процентная ставка будет 0,5% годовых, то результат окажется тем же самым, что и в предыдущем случае. Если же инфляция равна или близка к нулю, то для достижения тех же результатов процентная ставка может «стать» отрицательной, как это наглядно продемонстрировал целый ряд стран Западной Европы.

Ответить на заданный в заголовке вопрос сразу же невозможно. Сначала необходимо уточнить: хорошо или плохо для кого? Не менее важно и то, насколько процентная ставка выше или ниже существующей в стране инфляции. И если ставка выше инфляции, то вкладчики получают доход на основную вложенную сумму, если же нет, то они лишь частично компенсируют убытки от инфляции. Целесообразно ли это, и стоит ли рисковать основной суммой сбережений, размещая ее в банках в условиях растущей нестабильности и рисков, с учетом фактически отрицательной доходности по вкладам и вероятностью не получить ее обратно, это вопрос, на который каждый или каждая отвечает самостоятельно. Могут в казино или на бирже проиграть, а могут и в банк положить. Ведь, в конце концов, это их средства.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.