Воскресенье с Александром Лежавой: «О банках и их клиентах»

Сведбанк

Банк попросил клиента закрыть счет. Ситуация вполне обычная для сегодняшнего дня. Какой будет наиболее типичная реакция клиента? Предельно простая: «Я ничего незаконного не делаю, почему мне надо закрываться?» На этот простой вопрос вам вряд ли дадут удовлетворяющий вас ответ в банке.

Другой простой вопрос «Как долго еще банкиры будут разрушать бизнес?» также скорее всего останется без какого-то вразумительного определенного ответа. Причем это относится не только к России. На днях этот вопрос был задан одному из членов правления находящегося в Латвии SEB banka. В ответ же прозвучало: «Да, многие предприятия жалуются, что с ними банки поступают очень жестко, но это временная мера, когда приходится чистить финансовую систему страны, могут пострадать и невиновные. Но через 2-3 года банки, я думаю, будут работать в обычном режиме, в уже упорядоченной среде». Как говорили в свое время, лес рубят, щепки летят.

Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Что же касается озвученных 2 – 3 лет, то не стоит воспринимать их серьезно. Здесь гораздо более уместными были бы слова из песни, исполнявшейся в свое время А.Вертинским:

«Он говорит jamais,

Jamais, jamais, jamais

И плачет по-французски.»

Слово «jamais» в переводе на русский язык означает «никогда», и такой ответ был бы гораздо более честным. Собственно говоря, подобная «чистка» или скорее зачистка банковского и небанковского секторов экономики продолжается уже который год, и конца ей не видно. А то, что в результате деградирует экономика, а количество безработных и социальная напряженность растут, так это власти не волнует.

Это в особенности касается тех предпринимателей, кто решил вести свой бизнес за рубежом. От закрытия счета за границей и фактической парализацией всей деятельности такой компании не гарантирован никто. При этом совершенно неважно, из какой именно он страны. Недавно знакомые рассказали мне подобную историю про одного гражданина Евросоюза, у которого уже довольно долгое время была компания в Грузии, не делавшая ничего противозаконного, но счет ему все равно закрыли. В Грузии, Карл!!!

Российских граждан всё это касается в гораздо большей степени в связи с трениями, существующими между Россией и Западом в международных отношениях. Ярким примером может служить ситуация с российским предпринимателем А.Бабаевым, владельцем более 20 торговых марок, крупнейшими из которых являются, в частности, Kraftool, Zubr, Stayer. Тем, кто тем или иным образом связан с инструментом, они скорее всего хорошо известны.

Помогло ли ему то, что он занимается производством инструментов, владеет латвийской фирмой более 10 лет и долей в Рижском свободном порту, а также вложил 38 миллионов евро в латвийскую экономику? Нет, не помогло. Вне зависимости от того, что его компания была клиентом этого банка более 10 лет, латвийское подразделение шведского банка Swedbank закрыло ему счет как клиенту с высоким риском. Это означает, что открыть счет в каком-то другом латвийском банке ему уже вряд ли удастся.

И это при том, что Swedbank, как и Danske Bank, мог принимать самое активное участие в отмывании денежных средств. Шведская полиция 27 марта провела обыск в главном офисе Swedbank в Стокгольме. Средства массовой информации утверждают, что руководство Swedbank могло ввести в заблуждение органы финансового надзора США. Посольство США в Швеции требует встречи с руководством финансовой отрасли страны, чтобы обсудить подозрения об участии Swedbank в отмывании денег. В результате акции банка рухнули на 35% от своих максимальных значений.

Стоит отдельно отметить, что президент Swedbank была уволена со своего поста, но при этом получила бонусы и компенсацию на сумму около двух миллионов евро. Это наглядный пример того, что, хотя западным банкам отмывать денежные средства теоретически нельзя, но если очень хочется и речь идет о миллиардах, то можно.

Swedbank далеко не одинок в этом списке банков, которым регуляторы слегка хлопают по рукам за их «шалости». Штраф в размере 4,5 млрд евро за отмывание денег в конце февраля французский суд присудил швейцарскому UBS, за нарушение санкций в отношении Кубы штраф в размере 1,3 млрд долларов США в конце прошлого года получил французский Societe Generale. В прошлом году оштрафовали американский Wells Fargo, и этот список можно продолжать практически бесконечно.


В общем, честнейшие люди, за действия которых вынуждены расплачиваться клиенты, которым в противостоянии с такими банками и регуляторами ничего не светит.

Это наглядный пример того, что может произойти с любым человеком, который вкладывает средства не в национальную, а в зарубежную экономику. С помощью противотмывочного законодательства нет никаких сложностей в том, чтобы полностью воспрепятствовать ведению бизнеса и/или на вполне законных основаниях снизить его рыночную стоимость, или вообще изъять его на формально законных основаниях. И иностранцы с большими вложениями или средствами за рубежом представляют собой наиболее лакомые цели.

В полной мере это относится не только к бизнесу, но и к приобретению недвижимости за рубежом. Ответ на вопрос об источниках происхождения средств российских клиентов может в любой момент не удовлетворить местных регуляторов или банки. И справка или копия налоговой декларации из какой-нибудь российской налоговой инспекции здесь вряд ли поможет, особенно в том случае, если все поступающие из России средства будут рассматриваться исключительно как имеющие криминальный характер.

Блокировка банковского счета в этом случае может повлечь за собой проблемы в оплате текущих коммунальных услуг, налогов и прочих расходов, связанных с недвижимостью, а это уже может служить поводом для ее изъятия местными властями у иностранного собственника.

Что же касается описанного выше примера, то, как представляется, у владельца Kraftool были все возможности, чтобы избежать подобного развития событий с закрытием счета. Проблема его, как и многих других предпринимателей в России и за рубежом, заключается в том, что в своем общении с банками они не вполне понимают, что именно от них хочет получить банк. Они не понимают, как работает весь этот механизм внутри финансовых институтов, и почему их ответы в определенных случаях не только не улучшают, но лишь усугубляют возникшие у них проблемы.

Дополнительный вклад в это вносят и обычные человеческие эмоции: «Я ничего незаконного не делаю, почему мне надо закрываться?» Главная проблема заключается в том, что на один и тот же бизнес предприниматель и банкир смотрят по-разному. Или как сказал один знакомый, когда ему на пальцах объяснили, как его видит банк: «Да, у вас совершенно другой взгляд!»

Из всего сказанного выше стоит сделать несколько простых выводов.

Если вы ведете бизнес, ведите его на территории своей страны. Это может быть несколько более затратным в моменте, но так у вас нет страновых и политических рисков, в результате которых можно потерять всё.

В общении с банками старайтесь смотреть на свой бизнес их глазами и без лишних эмоций. Если вы не знаете, как это сделать, вы можете обратиться к профессионалам, в частности, на сайт http://antelex.ru, где вам дадут развернутую картину этого.

В остальном же старайтесь свести свое общение с банками к абсолютно необходимому минимуму. Современная финансово-банковская система продолжает активно деградировать, и ваши средства в ее рамках подвержены системному риску, который можно нейтрализовать, лишь находясь за ее пределами.

Хорошего вам бизнеса.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.