Воскресенье с Александром Лежавой: «О борьбе с наличными и дополнительных рисках»
- дата: 21 февраля 2016 (источник от 20 февраля 2016)
Западная кампания по борьбе с наличными создает новые риски для обычных людей, о которых многие из них пока не задумываются. Дело заключается в том, что Запад считал и считает себя вправе распространять свои взгляды и законы и на другие страны, народы и общества. Как и обычно это можно будет сделать под каким-нибудь очередным благовидным предлогом или лозунгом, внешне не вызывающим отторжения. Все дело будет заключаться в его дальнейшей трактовке, которую, как хорошо известно из исторического опыта, Запад представит исходя из своих собственных интересов и выгоды. Поскольку он представляет прежде всего интересы финансовой олигархии, не стоит удивляться, что все принимаемые решения будут трактоваться исключительно в ее пользу.
В России подобные поползновения просматриваются уже довольно давно. В первую очередь это делается под лозунгами перевода заработной платы, стипендий и выплат государственным служащим на пластиковые карты. Несмотря на уже сравнительно длительное продвижение таких методов оплаты труда, пока это не очень работает. Сказываются два момента. Во-первых, это в подавляющем большинстве случаев делается силком, а люди обычно не любят, когда их насильно заставляют делать что-либо или пользоваться чем-то конкретным. Во-вторых, свою долю вносит и естественное недоверие населения к российской финансово-банковской системе и ее устойчивости.
При этом свой вклад в рост недоверия к ней вносят и непредсказуемые действия регулятора по «расчистке» банковской системы (читай, для создания благоприятных условий работы только для конкретных «правильных» банков, поскольку те не могут существовать в рыночных условиях без широкомасштабной государственной поддержки). Поэтому совершенно неудивительно, что 80% получателей выплат на пластиковые карты обычно делают всего одну или две операции в месяц, когда дойдя до ближайшего банкомата полностью снимают со счета всю зачисленную на него сумму. Как говорится, что твое, то твое, а средства на счете в банке – это средства банка. Свою роль отчасти также играют как масштабы страны, так и невозможность в связи с этим перевести всех на пластик.
Критики расчетов наличными наверняка вспомнят, что это взятки, криминал, а то и финансирование терроризма. Они будут правы, но лишь отчасти, поскольку основные расчеты за все это идут в основной массе своей безналичным путем, и непререкаемыми лидерами в этом процессе выступают прежде всего западные транснациональные банки, такие как Citibank, HSBC, Bank of America, Barclays и прочие. Они платят за них властям определенную долю в виде штрафов и продолжают свой бизнес. Весь процесс мало чем отличается от получения, например, в XVI веке каперских свидетельств, позволявших на вполне «законных» основаниях за толику малую, уплаченную тому или иному государю, пиратствовать и грабить торговые суда других стран. Так что борьба с наличными это отчасти и попытка этих структур перераспределить в свою пользу тот наличный криминальный оборот, который на текущий момент проходит мимо них.
Значительную долю расчетов наличными можно рассматривать как позитивный момент, позволяющий более стабильно работать всему экономическому механизму страны. При безналичных расчетах наличие электричества является фундаментально важным для функционирования всей системы. Если его нет, никакие расчеты не могут быть осуществлены. Сколь-нибудь длительный перерыв в подаче электричества – мощная вспышка на солнце, широкомасштабная диверсия, крупная техногенная катастрофа или что-то еще – и о каких-либо расчетах и платежах можно будет забыть. Как, строго говоря, и о современной городской цивилизации. И если сейчас еще можно рассчитаться наличными за продукты, топливо, товары первой необходимости и услуги, то в полностью безналичном мире сделать это будет уже невозможно. Придется переходить на бартер и менять то, что у тебя есть на то, что тебе действительно жизненно необходимо.
Однако менять один товар на другой, выстраивать цепочки обмена оказывается неудобным, поэтому естественным образом будет отбор того наиболее удобного для обмена универсального товара, который понятен всем участникам рынка. Именно в этом качестве исторически выступали монетарные металлы - золото и серебро. Опыт сравнительно недавнего кризиса в Аргентине показывает, что наиболее ходовым средством обращения там были обручальные кольца. Все представляли из какого золота они были изготовлены, а определить их вес было просто. Монеты из драгоценных металлов ценились существенно выше, поскольку мировые цены золота и серебра были хорошо известны, и желающих приобрести их всегда было больше, чем тех, кто готов был с ними расстаться.
Попытки нынешних власть предержащих сохранить в том или ином виде необеспеченные валюты хоть в бумажном, хоть в полностью безналичном виде в конечном итоге все равно ведут к одному и тому же. Им на смену рано или поздно вновь придут твердые обеспеченные деньги, без которых не может существовать нормальная эффективная экономика. Они - ее основа, без которой она обречена на крах. Именно этот процесс и разворачивается на протяжении последних восьми лет прямо на наших глазах. И чем быстрее произойдет возврат к экономическому здравому смыслу, тем с более высокого уровня может начаться восстановление мировой экономики. Об этом автор говорил и восемь лет назад, это остается актуальным и сегодня. Прошедшие годы лишь подтвердили правильность такой оценки.
Комментарии 2
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.