Воскресенье с Александром Лежавой: «О двух вроде бы не связанных событиях»
- дата: 22 апреля 2018 (источник от 17 апреля 2018)
Первое событие который уже год происходит на наших глазах в России. Доля государственных банков в банковском секторе страны усилиями Банка России при полной поддержке правительства неуклонно растет. В 2017 году их доля, по заявлению главы центрального банка, выросла с 59 до 66%. Иными словами, две трети российских банков стали государственными. Доля средств граждан, размещенных в банках с государственным участием, составляет по разным оценкам от 72 до 74% или практически три четверти всех средств. Примерно то же самое наблюдается и со средствами юридических лиц (76% в 2017 году по сравнению с 67% в 2016-ом).
Зачистка банковской системы Банком России привела к тому, что опасающиеся за сохранность своих средств в негосударственных банках компании и граждане оказываются вынужденными переводить свои средства в банки с государственным участием. Ответ на вопрос, почему оказываются вынужденными, вполне очевиден. Банки с государственным участием обычно обслуживают своих клиентов хуже и дороже своих конкурентов, и если бы не откровенный террор, развязанный под названием «расчистки банковского сектора» никому не подконтрольным центральным банком в отношении коммерческих банков, то масса клиентов так бы и осталась в коммерческих банках и не стала бы переходить в государственные. В открытой и равной конкуренции между коммерческими и государственными банками у последних нет никаких шансов на выигрыш.
Второе событие касается европейских стран. Тамразрабатывается новая директива о предотвращении легализации полученных преступным путем средств и финансирования терроризма, в которой регулируются вопросы, касающиеся криптовалют и столь популярных в Великобритании, на Кипре и Мальте трастов. Предыдущая директива была направлена на то, чтобы во всех странах ЕС регистрировались истинные выгодоприобретатели, которым принадлежит не менее 25% компании, и этот регистр был публично доступным. Теперь эту норму предполагается распространить и на трасты.
Многие российские читатели, у которых нет зарубежных трастов и офшорных компаний, могут задать вполне логичный вопрос: а нам-то какое дело до подобных европейских нововведений? Не спешите удивляться. Все дело в том, что в вопросах борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма Банк России и российские власти обычно занимаются копированием того, что придумали их партнеры на Западе. Введением указанных выше ограничений дело не ограничивается. Помимо публичного регистра выгодоприобретателей созданы еще две других регистра, недоступные широкой публике. Это регистры держателей банковских счетов и держателей банковских сейфов.
Опыт подсказывает, что в недалеком будущем Банк России разродится аналогичным документом или документами, которые предпишут банкам вне зависимости от формы их собственности осуществлять аналогичные процедуры в отношении всех своих клиентов. Все банковские счета клиентов, а не только физических лиц, должны быть под полным контролем Банка России и государства. То же самое в полной мере относится и к депозитным ячейкам.
Подобные действия удивительным образом напоминают подготовку к событиям, имевшим место вскоре после Октябрьского переворота 1917 года, когда банковские сейфы, арендованные частными лицами, вскрывались представителями новой власти и оттуда на дело революции изымались все денежные средства и ценности. На этот раз процесс изъятия средств и ценностей может осуществляться под лозунгом все той же борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. А почетная обязанность доказывать то, что вы – законопослушный гражданин и ни в чем не виноваты, будет предоставлена вам, точно также как и в случаях объяснений с банками об источниках происхождения получаемых вами средств на свои счета. Могу ошибаться, но какие-то иные варианты того, для чего властям может быть нужна подобная информация, просто не приходят в голову.
Практически осуществить такие планы, когда возникнет такая необходимость и будет принято соответствующее политическое решение, гораздо проще и надежнее, когда основную массу кредитно-финансовых учреждений составляют банки с государственным участием. Именно поэтому зачистка банковского сектора будет продолжаться, также как и рост числа банков с государственным участием, и как ужесточение контроля со стороны государственных органов за доходами и расходами трудящихся. И все исключительно в рамках действующего законодательства. Ведь как говорил в свое время Бенито Муссолини: «Друзьям – всё, народу – закон!»
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.