Воскресенье с Александром Лежавой: «О текущих и будущих событиях»

Монетный двор США опубликовал данные за две недели своей работы в 2016 году. Текущие значения составили 108,5 тысяч унций золотых (уже четвертое место по январским объемам продаж за последние 11 лет) и 5 миллионов унций серебряных «орлов». Если с золотыми монетами там все обстоит более-менее нормально, то с серебром, как видно из результатов второй недели, дела у монетного двора идут гораздо хуже. Норма в четыре миллиона унций, выделенная на первую неделю года, уже на второй сократилась всего до одного миллиона. Более того. Существует большая вероятность того, что нормирование поставок серебряных «орлов» может сохраниться на неопределенно долгое время. Возможно, на ближайший квартал, а, возможно, и дольше. Какого-либо четкого понимания, когда это нормирование может закончиться, у контрагентов монетного двора нет. Если норма серебра на последнюю неделю января также составит один миллион унций, то устоит не только рекорд января 2013 года с его почти 7,5 миллионами унций, но и результаты 2011 и 2012 годов.

Устойчивый высокий спрос на золотую и серебряную монету со стороны населения наглядно демонстрирует его стремление защитить свои сбережения от происходящих потрясений. Падение биржевых индексов и котировок акций различных компаний, в том числе и банков, вызывает все большее беспокойство за сохранность своих сбережений у их клиентов. Если раньше такую обеспокоенность в Европе демонстрировали прежде всего греки и в меньшей степени итальянцы и испанцы, то теперь центр тяжести активно смещается в сторону Италии, поскольку в Греции были введены ограничения на операции по движению капитала и снятие наличности. Существенное падение котировок акций ведущих итальянских банков с начала года (Банк Монтепаски (-57%), Юникредит (-27%), среднее падение котировок акций итальянских банков с начала года -24%)) вызывает все большее сомнение вкладчиков в надежности этих заведений и банковской системы в целом. Результатом становится отток средств клиентов со счетов в итальянских банках, а инвесторы и спекулянты активно сбрасывают с рук имеющиеся у них акции ‘этих кредитных учреждений. Начался скрытый, но того не менее активный «набег на банк». Похоже, что так давно ожидаемый крах финансовой системы Италии начал обретать свое зримое подтверждение, и страна все быстрее следует по пути Греции.

Все это происходит в контексте гораздо более масштабного общеевропейского финансового краха. Иначе было бы сложно объяснить ту неожиданную активность, которую стали проявлять два крупнейших норвежских банка DNB и Нордеа в борьбе против оборота наличных. Если игнорировать словесную трескотню, усиленно объясняющую, почему наличные – это плохо (сразу почему-то вспоминается один из оруэлловских лозунгов «Четыре ноги хорошо, две ноги плохо.»), то все сводится к довольно простой формулировке «контроля за движением капиталов». Подобный запрет позволяет банкам не бояться «набегов на банк» со стороны вкладчиков, брать комиссию за каждую операцию, а правительствам обкладывать каждую транзакцию налогом. В выигрыше остаются все кроме обычных людей. Если добавить к этому возможность введения отрицательных ставок по остаткам на счетах, от которых клиенты банков не смогут никак защититься, то жизнь для банков и связанных с ним властей становится еще лучше.


Помимо этого у полностью безналичных расчетов может быть еще один занятный момент, о котором почему-то не особенно говорят. Как известно, в мире накоплено такое количество долгов, что рассчитаться по ним уже стало невозможно. Безналичные расчеты могут существовать лишь тогда, когда работают компьютеры, есть телекоммуникации и самое главное электричество. При сравнительно длительном отсутствии последнего или в результате глобального компьютерного сбоя (например, из-за компьютерного вируса) все расчеты оказываются парализованными, а долговые обязательства властей и связанных с ними финансовых институтов и крупных корпораций перед третьими лицами в период возникших таким образом банковских каникул могут быть поставлены под сомнение. С учетом того, что в сложившейся в результате сбоя обстановке в качестве верховного арбитра может быть предложен МВФ или какой-то иной наднациональный институт, который сможет «правильно» определить какие существовавшие долги считать долгами, а какие – нет, подобный «сбой» может оказаться тем самым необходимым для Запада «юбилеем», когда долги списываются, а старая схема может быть запущена вновь.

Так что полностью безналичные расчеты для финансовых и прочих властей напоминают кролика из известной интермедии. Это не только ценный мех, но и… Те же, кто не хочет выступать в роли кролика, пока есть такая возможность, уходят из бумажных валют в физические драгоценные металлы и прочие реальные активы, не связанные с современной финансовой системой.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.