Темные деньги толкнут золото вверх

рынок золота

Автор: Номи Принс (Nomi Prins)

Несмотря на приостановку снижения ставок, Федеральная резервная система (ФРС) продолжает проводить агрессивные операции РЕПО с переподпиской, или, как мы предпочитаем называть этот процесс, QE4R (4-е количественное смягчение – РЕПО).

QE4R включает предложение банкам денег в обмен на краткосрочные облигации Казначейства США и ипотечные облигации, что напоминает 2009 г.

Расширение ФРС своего баланса посредством этих операций РЕПО позволяет ей делать вид, что речь идет о шагах, основанных не на проблеме, а на «коррекции», чтобы не дать ставкам расти и деньгам стать слишком дорогими для банков.

Так ФРС получает своего рода прикрытие, позволяющее отсрочить снижение ставок, пока не будет решено, что данные указывают на обратное.

Какими бы ни были причины QE4R, этот новый поток темных денег способен стимулировать рынки акций и облигаций – а также золото. Хотя цена золота переживала ралли на волне недавнего расширения баланса ФРС, золото росло не так быстро, как на ранних стадиях количественного смягчения в 2009-11 гг., после финансового кризиса.

Тем не менее с начала операций QE4R ФРС фондовый рынок стабильно рос (с некоторыми отклонениями). Данный феномен имеет несколько причин.

Рынок толкали вверх компьютерные алгоритмы, торговля, связанная с индексными фондами, и управляющие активов пенсионных и подобных фондов, ищущие лучшую доходность, чем у облигаций. То же касается и обратного выкупа своих акций корпорациями. Также существует устойчивое (и доказанное) убеждение, что ФРС «при необходимости» вмешается, как и другие центральные банки мира.

Однако за эйфорией поддерживаемого вливаниями темных денег рынка скрывается та реальность, что рост американской и глобальной экономики замедляется и, скорее всего, продолжит замедляться.

Сокращение корпоративной прибыли вкупе со снижением ставок и ростом долгового бремени – это отнюдь не классический рецепт для продолжительного бычьего рынка. Тот факт, что бычий рынок продолжается, лишь показывает, как темные деньги могут поддерживать рынок.

В прошлом замедление прибыли вкупе с ростом долга и дешевыми деньгами больше отражало медвежий рынок (например, американский фондовый рынок в 2000-02 и 2007-09 гг. и японский фондовый рынок с 1989 г.). Японский фондовый рынок был бы еще ниже, если бы не различные шаги Банка Японии по количественному смягчению и нулевым процентным ставкам.

Американские корпоративные доходы вполне уже могли достичь многолетнего пика. С приближением американских выборов в 2020 г. сложно увидеть, чтобы многие корпорации направляли свое долговое бремя на опытно-конструкторские или инвестиционные программы. Независимо от того, какая политическая партия победит, это может быть справедливо и после выборов.

Еще одна причина, почему ФРС начала QE4R, – это глобальный дефицит долларов на денежных рынках. То же самое происходило в начале финансового кризиса 2008 г.

Последнее, чего хочет председатель ФРС Джером Пауэлл (Jerome Powell) при своем руководстве, – это повторение показателей. Ставки кредитования РЕПО подскочили в сентябре из-за этого дефицита и проблем ликвидности у больших банков. Продолжается это и сегодня, о чем свидетельствует то, что срочное кредитование РЕПО ФРС часто оказывается переподписанным крупнейшими игроками с Уолл-стрит.

С понедельника ФРС влила в рынок $97.9 млрд двумя партиями. Первая партия – РЕПО овернайт на $72.9 млрд. Вторая – 42-дневные РЕПО. В результате баланс ФРС превысил отметку $4 трлн и, судя по всему, будет и дальше расти.

ФРС также снова увеличила сумму краткосрочных наличных кредитов, которые планируется предложить банкам, чтобы обеспечить стабильность ставок. Теперь она планирует предложить наличные кредиты на $25 млрд на 28-дневный период по 6 января вместо прежних $15 млрд.

На прошлой неделе также была увеличена на $10 млрд сумма 42-дневных кредитов на период по 13 января. Основывалось это на том, что 45% американских банков, держащих более $100 млрд активов, имеют рейтинг ниже удовлетворительного.


Все это означает, что смягчение ФРС в этом году было в значительной степени защитным маневром. И она продолжает упреждающие действия, чтобы предотвратить потенциальные затруднения с долларовым финансированием, помогая своими операциями РЕПО закрыть торгующим деривативами банкам свои балансы в конце 2019 г.

Несмотря на отличия от долгосрочных операций ФРС по количественному смягчению в 2009-14 гг., раздувших цены акций и правительственных и корпоративных облигаций, результат тот же: искусственное ралли фондового рынка и больше долга.

Но существенное различие в том, что все это создание денег сейчас происходит на фоне экономической слабости, торговой войны и геополитической неопределенности.

На данный момент, в преддверии 2020 г., в одних только США остается шесть ключевых экономических проблемных точек:

  • Торговые войны. Торговые переговоры с Китаем до сих пор не привели ни к чему конкретному. Президент Трамп (Trump) пригрозил «еще больше поднять пошлины» на китайский импорт, если к 15 декабря не будет достигнуто торгового соглашения, и даже намекнул, что его устроит, если соглашение будет подписано лишь после выборов 2020 г. Так что в объявленной месяц назад «первой фазе» не было реального прогресса… и рынки продолжают рефлекторно реагировать на любые положительные или отрицательные слухи.
  • Долг американских домохозяйств достиг рекордных $14 трлн – на $1.3 трлн больше предыдущего пика в 3-м кв. 2008 г. В конечном счете, это может усмирить потребительский аппетит и ослабить ВВП США.
  • ВВП США растет, но темпы его роста замедляются. Возможно, эта экспансия последних 11 лет легких денег длится дольше предыдущих, но она также не так глубока.
  • Госдолг США, равный $23.1 трлн, составляет 104-105% ВВП, превысив 100% ВВП в 3-м кв. 2012 г. Хотя Джером Пауэлл акцентировал внимание Конгресса на необходимости найти способ исправить это, ФРС продолжает быть крупнейшим покупателем облигаций Казначейства США, усугубляя проблему более быстрого роста относительно экономики.
  • Денежная масса (M2) росла с 1980-х, но скорость обращения денег (VM2) падала с 1997 г., особенно после финансового кризиса. А значит, местный бизнес недостаточно сотрудничает, чтобы стимулировать основы американской экономики.
  • Текущая погоня за рисковыми активами может иметь плохие последствия. Данные проблемы созданы центральными банками. Чем дольше ставки остаются низкими, тем больше управляющие активами – т. е. инвестиционные и пенсионные фонды и долгосрочные страховые компании – берут на себя рисков, чтобы выполнить свои обязательства. Замедление экономик лишь усугубляет это и означает больше глобальной зависимости от кредита и риска ликвидности. Нестабильность международных рынков в результате усиливается.

Учитывая все эти обстоятельства, я считаю, что рынки продолжат ралли на волне операций с темными деньгами, причем будут волатильные периоды. Однако золото выглядит все более привлекательной инвестицией тихой гавани.

Таким образом, не меньшее ралли золота – лишь вопрос времени.

DAILY RECKONING

Финансово-экономический портал.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.