«Великая депрессия» 1873-1896 гг
- дата: 21 января 2023 (источник от 5 декабря 2014)
Со времени своего создания в 1913 г. Федеральная резервная система (ФРС) способствовала сильному спаду покупательной способности американского доллара. Тем не менее ФРС не является корнем денежной проблемы США, о чем свидетельствует тот факт, что за полвека до учреждения ФРС в США было несколько финансовых кризисов/паник. Как объяснил Мюррей Ротбард (Murray Rothbard) (величайший американский историк экономики), эти финансовые паники, предшествовавшие ФРС, «были следствием полномочий банковской системы по произвольному созданию кредита». Другими словами, корнем проблемы всегда была и остается законная способность банков создавать кредит «из воздуха», что принято называть банковским делом с частичным обеспечением. С центральным банком или без него, банковское дело с частичным обеспечением вызывает циклы бумов и спадов, а следовательно, сокращает долгосрочный темп экономического прогресса.
Центральные банки – наверное, лучший исторический пример того, как правительство пытается решить проблему – в данном случае нестабильность, являющуюся следствием практики банковского дела с частичным обеспечением, – и в процессе делает все намного хуже. Тот факт, что банковское дело с частичным обеспечением ведет к периодическим кризисам, предполагает следующее решение: банки не должны иметь возможности создавать новые деньги из ничего, то есть, банки должны подчиняться тем же законам, что и все остальные. Однако крупные банки обычно обладают политическим влиянием, и надлежащее ограничение возможности банковской отрасли расширять свой коллективный баланс также ограничит возможность роста правительства, поэтому вместо того, чтобы обратиться к основополагающей проблеме, правительство учредило систему, позволяющую произвольному созданию кредита продолжаться без «очистительного» кризиса намного дольше и в намного больших масштабах.
В США эта «система» носит название ФРС. Со времен создания ФРС наблюдались более продолжительные периоды кажущейся стабильности, сопровождающиеся намного более продолжительными финансовыми кризисами и экономическими спадами (после рождения ФРС произошло три сильнейших экономических спада мирного времени в США – в 1930-х, 1970-х и 2000-х). Также наблюдался существенный рост размеров американского государственного аппарата с неблагоприятными последствиями для свободы.
Таким образом, банковское дело с частичным обеспечением вызывало финансовые паники и экономические циклы бумов и спадов в США до создания ФРС, но кризисы и рецессии до эры ФРС были относительно короткими, и экономика обычно восстанавливалась намного быстрее. Как же тогда объяснить «великую депрессию» 1873-1896 гг., приводимую в пример некоторыми комментаторами в попытке «доказать», что золотой стандарт не работает и что центральные банки могут приносить пользу?
Если кратко, то никакой «великой депрессии» в 1873-1896 гг. не было. Из-за чрезмерного создания депозита (банковского дела с частичным обеспечением) в этот период было три финансовых паники (в 1873, 1884 и 1893 гг.), но в целом экономика достигала очень сильного реального роста.
Для более развернутого ответа я приведу следующие отрывки из книги Мюррея Ротбарда «История денежного обращения и банковского дела в США» (A History of Money and Banking in the United States):
«Ортодоксальные историки экономики давно сетуют на «великую депрессию», якобы поразившую США во время паники 1873 г. и продлившуюся беспрецедентных шесть лет, до 1879 г. Данная стагнация, как предполагается, в значительной степени была вызвана денежным сжатием, приведшим к возобновлению платежей металлическими деньгами в 1879 г. Но что это за «депрессия» с чрезвычайно большим расширением промышленности, железных дорог, материального производства, чистого национального продукта и реального дохода на душу населения? Как признают Милтон Фридман (Milton Friedman) и Анна Шварц (Anna Schwartz), в десятилетие с 1869 по 1879 гг. наблюдался ежегодный рост денежного национального продукта на 3%, выдающийся рост реального национального продукта на 6.8% в год и феноменальный рост реального продукта на душу населения на 4.5% в год. Даже так называемого «денежного сжатия» на самом деле не было: денежная масса в этот период увеличивалась на 2.7% в год. С 1873 по 1879 гг., до очередной волны денежной экспансии, общая масса банковских денег выросла с $1.964 млрд до $2.221 млрд – на 13.1%, или 2.6% в год. Короче говоря, умеренный, но отчетливый рост и никакого сжатия.
Таким образом, должно быть ясно, что «великая депрессия» 1870-х – всего лишь миф, связанный с неверной интерпретацией того факта, что цены в целом весь этот период резко падали. Они падали с конца Гражданской войны до 1879 г.
По оценкам Фридмана и Шварц, цены в целом падали с 1869 по 1879 гг. на 3.8% в год. К сожалению, большинство историков и экономистов привыкли верить, что стабильно и резко падающие цены должны вести к депрессии: поэтому они удивлены очевидным процветанием и экономическим ростом этой эры. Они упустили из виду тот факт, что при естественном ходе событий, когда правительство и банковская система не увеличивают денежную массу очень быстро, свободно-рыночный капитализм ведет к увеличению производства и настолько большому экономическому росту, что тот перевешивает увеличение денежной массы. Цены падают, и следствием является не депрессия или стагнация, а процветание (поскольку издержки тоже падают), экономический рост и рост уровня жизни всех потребителей».
…«Вполне возможно, что главным следствием паники 1873 г. было не начало великой депрессии, а банкротство банков с чрезмерными кредитами и железных дорог, пользовавшихся обширными правительственными дотациями и банковской спекуляцией».
…«Показатели 1879-1896 гг. очень напоминали первую стадию предполагаемой великой депрессии, с 1873 по 1879 гг. Опять же, наблюдалось феноменальное расширение американской промышленности, производства и реальной производительности на душу населения. Реальное воспроизводимое, осязаемое богатство на душу населения в 1880-х достигло пика за многие десятилетия американской истории, увеличиваясь на 3.8% в год. Реальный чистый национальный продукт с 1879 по 1897 гг. рос на 3.7% в год, а чистый национальный продукт на душу населения – на 1.5% в год.
Опять же, ортодоксальные историки экономики озадачены, потому что должна была быть великая депрессия, ведь цены в этот период падали больше чем на 1% в год. Как и в предыдущий период, денежная масса росла, но недостаточно быстро, чтобы превзойти большой рост производительности и предложения продукции. Главное различие между этими двумя периодами в том, что в 1879-1897 гг. денежная масса росла быстрее, на 6% в год в сравнении с 2.7% в год в предыдущую эру. Как следствие, цены падали меньше, чуть больше чем на 1% в год в сравнении с 3.8%. Общая сумма банковских денег, банкнот и депозитов, в этот период выросла с $2.45 млрд до $6.06 млрд, на 10.45%в год – определенно достаточно, чтобы удовлетворить всех, кроме самых ярых инфляционистов».
«Финансовые паники в конце XIX века были следствием полномочий банковской системы по произвольному созданию кредита. Хоть это было не настолько пагубно, как современный инфляционный механизм, это все же была буря во вполне здоровом в других отношениях экономическом климате».
Итак, 23-летний период, когда американская история достигла сильнейшего реального роста за свою историю, странным образом характеризуется в некоторых кругах как «великая депрессия», вероятно, потому, что многие экономисты и историки не понимают, что реальный экономический рост оказывает ПОНИЖАЮЩЕЕ давление на цены. К сожалению, нет никаких шансов, что следующие 10 лет окажутся хоть в чем-то похожими на так называемую «великую депрессию» конца XIX века. Нам так не повезет.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.