Воскресенье с Александром Лежавой: «Это было бы смешно»
- дата: 15 декабря 2019 (источник от 13 декабря 2019)
Время от времени в официальных серьезных или претендующих на серьезность средствах массовой информации появляются публикации, которые иначе как откровенно юмористические воспринимать просто невозможно. Именно к такого рода сообщениям можно отнести статью «ФАС обвинила банки в желании нажиться на борьбе с отмыванием», появившуюся на сайте «Ведомостей».
Если кратко, то не прошло и десяти лет, как Федеральная антимонопольная служба совершенно неожиданно для себя обнаружила, что, как оказывается, банки откровенно злоупотребляют антиотмывочным законом, ссылаясь на разнообразные инструкции и рекомендации Банка России, в целях собственного обогащения.
Поскольку речь об этом как в средствах массовой информации, так и в интернете, включая страницы данного журнала, шла уже не первый год, и ФАС все это время полностью игнорировала эту проблему, а теперь внезапно ее глава вдруг заговорил о «полном безобразии» и хамстве, можно лишь предположить, что с ней непосредственно столкнулся либо сам глава ФАС, либо кто-то из его ближайшего окружения.
Сложно сказать, что конкретно произошло с пострадавшим – счет заблокировали или, когда попытались перевести средства со счета, например, ИП на счет физического лица, еще и 10% комиссии за перевод у какого-то уважаемого человека потребовали, но реакция на это у высокопоставленного чиновника ФАС неожиданно оказалась такой же, как у любого обычного человека.
Это можно понять. Одно дело, когда государственные и окологосударственные банки, оставшиеся после первой фазы «расчистки» банковской системы Банком России, обдирают своих клиентов – обычных людей – и тем самым подают пример всем остальным кредитно-финансовым учреждениям, и совсем другое, когда внезапно среди таких же лиц оказывается высокопоставленный чиновник, кто-то из его семьи или приближенных. Да как они посмели?
Совершенно неудивительно, что, когда подобное вдруг стало не некоей абстрактной проблемой, а коснулось непосредственно уважаемого человека, то он немедленно предложил «принимать самые радикальные меры». Причем, по его мнению, надо возбуждать дела, даже не дожидаясь изменения закона. И все в интересах людей.
Глава ФАС даже лично готов обсудить с Банком России существующие формулировки.
Было бы особенно занятно прочитать, как глава Федерльной антимонопольной службы будет проводить переговоры с крупнейшим и главнейшим монополистом страны, контролирующим все ее денежное обращение. Несколько представляя всю внутреннюю банковскую кухню, это выглядит особенно пикантно. Для обычных людей результат известен заранее: в лучшем случае ничего не изменится, но скорее всего станет только хуже.
Что же касается непосредственно интересов уважаемого человека, то скорее всего они будут урегулированы примерно также, как это было лет пять или десять назад в одном из российских банков. Это неважно, поскольку важна суть истории, рассказанной автору ее очевидцем и непосредственным участником. Далее речь от первого лица:
«Как ты знаешь, мы все сейчас должны бороться с отмыванием. И нам в рамках работы по противодействию попалась на глаза какая-то мутная фирмёшка, которой мы заблокировали перевод. Судя по ее трем-четырем платежам, очень была похожа на помойку. Всё чинно-благородно, пригласили на встречу директора, чтобы объяснил, что делает и зачем. Обычная рабочая ситуация.
Однако к нам приехал не директор, а какой-то мужичок, который начал размахивать ксивой помощника депутата Государственной Думы и орать, что мы должны немедленно провести платеж, поскольку это делается в интересах очень уважаемого, не нам чета, человека, который, ой, как высоко сидит.
На наш логичный вопрос «А вы собственно кто такой, и какое отношение имеете к данной лавочке?» вразумительного ответа кроме брызганья слюной мы не услышали. Обсуждать дела клиента нашего банка непонятно с кем было бы в корне неверно, поэтому мы ему предложили вернуться непосредственно с директором и тогда продолжить разговор.
«Так вы деньги не отправите?» - под конец спросил он.
«Только после того, как проясним все обстоятельства,» - твердо ответили мы.
«Ладно, - завершил беседу он, - я вам покажу.»
И удалился. Больше мы его не видели.
Прошла примерно неделя, когда у меня зазвонил местный телефон. Вызывал председатель правления нашего банка.
Не успел я войти к председателю в кабинет, как он встретил меня улыбочкой: «А вот и он – герой дня.» На мой логичный вопрос, с чего бы это, он ответил встречным вопросом и сам же на него ответил:
«Ты знаешь, кто мне только что звонил по поводу твоего клиента? Заместитель начальника отделения центрального банка, в котором мы обслуживаемся. Спросил, есть ли у нас такой-то клиент. Я ответил, что есть, но какой-то мутный, с точки зрения отмывания. Тогда он мне сказал: «Мы понимаем, что вы боретесь с отмыванием, но мне звонил начальник отделения, а ему звонил … и так перечислил всю цепочку, - в общем, сдал всех вплоть до заместителя председателя ЦБ, - но этого очень просили не трогать.» Так что сам понимаешь, отправьте ему его платежи и забудьте. Не бодаться же нам с ЦБ.»
Было это на самом деле или нет, реальна ли эта история или выдумка, каждый может решать для себя сам. Однако, что-то подсказывает, что беседа главы ФАС с ответственными сотрудниками Банка России вполне может идти аналогично рассказанной выше истории и с теми же результатами для банка и его клиента или клиентов. Станет банк из-за какого-то клиента ссориться со своим «мегарегулятором», чтобы потом у него отозвали лицензию? Вряд ли.
Поэтому скорее всего данное конкретное «недоразумение» с уважаемыми людьми разрулят, а для всех остальных обычных людей и участников рынка никаких позитивных перемен не произойдет. Чтобы они действительно могли иметь место, должен быть ликвидирован прежде всего основной монополист, известный как Банк России или центральный банк. Чисто теоретически именно это заведение должно было бы в первую очередь быть ликвидировано Федеральной антимонопольной службой, основная задача которой заключается вроде как именно в борьбе с монополиями. Однако именно этого монополиста ФАС в упор не видит на протяжении уже почти трех десятилетий и, что-то подсказывает, что не будет замечать и дальше.
Хотя… Карфаген должен быть разрушен!
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.