Воскресенье с Александром Лежавой: «Об одном сравнительно честном способе»

115-ФЗ

Некоторое время назад планировалось, что с начала апреля для клиентов, ошибочно попавших в черные списки подозреваемых в отмывании денег, должен будет заработать двухуровневый механизм их реабилитации.

Первый уровень реабилитации, когда своих клиентов после их обращения и предоставления необходимых документов и пояснений реабилитируют сами отправившие их в эти черные списки банки, теоретически работает с конца 2017 года. Почему теоретически? Да потому, что назвать практическим успехом возможную реабилитацию 2400 клиентов из попавших в черные списки 900 тысяч просто невозможно. Следует открыто признать, что по объективным и субъективным причинам этот механизм фактически не работает.

Второй уровень предусматривал создание некоей межведомственной комиссии с участием представителей ЦБ и Росфинмониторинга, куда в случае отказов в их реабилитации со стороны банков могли обратиться за своим обелением пострадавшие. Правда, как известно, верблюд – это лошадь, спроектированная комиссией. Однако даже этого не произошло, так как Банк России, естественно, не успел подготовить нормативные документы для этого. Удивляться этому не приходиться, если немного представляешь, как работает это заведение.

С учетом того, что государство бросает все силы на «поддержку» малого и среднего бизнеса, центральный банк вряд ли будет заинтересован особенно торопиться. Поэтому вполне ожидаемо, что никаких внятных объяснений на тему того, когда документы, касающиеся данной проблемы, начнут работать, от мегарегулятора получить не удается.

Двойственная позиция, занятая Банком России, открывает большой простор для разнообразного жульничества уже со стороны подконтрольных ему банков. Дело в том, что согласно направленному в банки Информационному письму Банка России от 15.06.2017 №ИН-014-12/29, вновь подтвержденному затем в документе Банка России от 10.11.2017 № 29-МР, «информация об отказах [то самое нахождение в черных списках] не является в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ самостоятельным основанием для принятия кредитной организацией решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом».

Это дало возможность некоторым недобросовестным банкирам, стремящимся увеличить свои доходы, организовать беспроигрышный бизнес. Они готовы за малую толику, например, за 50 тысяч рублей пообещать открыть счет какой-нибудь жертве черного списка. При этом банкиры ничем не рискуют, получая эти деньги и открывая клиенту счет, ведь они всегда могут сослаться на вышеуказанные документы ЦБ. Но когда обрадовавшийся клиент переведет на этот свой новый счет какую-нибудь более или менее значимую сумму, банк, а точнее его служба финансового мониторинга, может спокойно блокировать их и требовать от клиента объяснений уже на основании основного антиотмывочного закона №115-ФЗ и веера подзаконных актов Банка России.

Объяснение при этом с клиентом может быть предельно простым: «Мы-то думали, что ты – невинная жертва, как ты рассказывал, а ты, оказывается, волчара позорный в овечьей шкуре.» Результат: заплати штраф в 10, 20 или сколько-то процентов от пришедшей суммы, получи очередную черную метку уже от нас и ступай вон. После такого развития событий шансы на то, что пострадавшему откроют счет когда-то где-нибудь еще, практически нулевые.


Рассчитывать на то, что из-за 50 или 100 тысяч рублей коммерческий банк будет рисковать своей лицензией и позволит работать клиенту с черной меткой, могут только очень наивные люди.

Вместо того, чтобы лезть в подобные аферы, стоит постараться выяснить, в чем именно были допущены просчеты, и что явилось причиной того, что банк повесил на своего клиента черную метку. Возможно, все это можно исправить вполне законными методами, а не прибегать к окольным путям, которые выльются в еще большие проблемы для пострадавшего. Если банк вдруг заблокировал сумму или счет и даже в случае, если компания оказалась в черном списке, стоит действовать в соответствии с требованиями действующего законодательства и обращаться к специалистам, занимавшимся в банках вопросами финансового мониторинга на протяжении многих лет.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.